- Асфальт
- Брусчатка
МАРКИРОВКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ИНТЕРЕС
Сложных подъёмов нет.
Подходит для езды с прицепом – да*.
* Участок Першаи-Довбени брусчатый. Если вы с детским прицепом, то его можно объехать по маршруту Першаи-Голубы-Яцков-Довбени.
Сложность – ниже средней.
Что увидеть:
Раков, Киевец, Падневичи, Першаи, Воложин.
Что ещё интересно:
Испробовать горки Воложинщины, прочувствовать под колёсами брусчатку, посмотреть на дорогу М6 с вышки, искупаться в Ислочи.
Полная нитка маршрута: Раков-Междуречье-Киевец-Падневичи-Врублевщина-Гуды-Лютино-Малая Лютинка-Бурбовщина-Першаи-Лещатка-Поликщина-Бобровичи-Капустино-Воложин.
Маршрут проходит по хорошему асфальтовому покрытию, что позволит вам развить высокую скорость. Исключение, но в то же время и изюминку маршруту создадут 4 км брусчатой дороги (участок Лещатка-Бобровичи). Внимание! Достаточно сильный автомобильный трафик есть на участке Раков-Падневичи. Если вы едете с детьми, то именно по этой причине мы вам рекомендуем участок Раков-Падневичи проехать по альтернативной дороге по маршруту EuroVelo-2 через Пральники. Участок Першаи-Довбени брусчатый. Если вы с детским прицепом, то его можно объехать по маршруту Першаи-Голубы-Яцково-Довбени. После Падневич трафик слабый, что позволяем вам ехать более спокойно.
Как добраться до маршрута из Минска:
Утренней электричкой доехать до Молодечно и оттуда дизелем “Молодечно-Лида” добраться до станции Городьки или Березинское, затем следовать маршрутом 503 “Зелёная команда” до Воложина. В маршруте 503 “Зелёная команда” восточная часть – гравийная и лесная, западная – асфальтовая. Далее начинайте движение по направлению из Воложина на Раков. Из Ракова можно попробовать уехать в Минск на пригородном автобусе (рекомендуем при себе иметь чехол на велосипед), или добраться до Заславля по одному из двух маршрутов (17 или 21 км). От Заславля (ст. Беларусь) – на электричке. Из логистический соображений маршрут удобнее проходить с Воложина до Ракова, так как из Заславля транспорт уезжает чаще, чем со станции Березинское или Городьки.
Если вы намерены проехать маршрут за 1 день, то помните, что достаточно большая дистанция для одного дня (18-20 км+43 км+17-20 км =78-83 км) не позволит вам уделить много времени осмотру достопримечательностей. Поэтому мы вам советуем уделить маршруту всё же выходные целиком, остановившись на ночёвку на ислочи или в агроусадьбе.
Троицкая церковь (Киевец)
Храм заложен еще в 1919 году. На сегодняшний день реконструированная святыня – памятник и яркий узор народного зодчества. Храм крестово-купольный сииметрично-осевой объёмно-пространственной композиции состоит из прямоугольных срубов бабинца, основного объёма, апсиды и низких боковых прстроек. Над бабинцем надстроена двухярусная шатровая звонница (четверик на четверике). Над средокрестием восьмигранный барабан с куполом. Главный фасад решен в виде крыльца со столбами.
Перед входом на церковное поворье каменные ворота – также работы неизвестных местных умельцев.
Церковь Святого Николая Чудотворца (Пряльники)
Церковь Святого Николая Чудотворца построена в 1850 году как часовня-усыпальница рода Ратынских, обладателей местной усадьбы. Корни рода Ратынских польские, семья исповедовала католичество. Изначально часовня функционировала как храм католический.
Церковь построена из кирпича и полевого камня. Изюминкой храма является форма его конструкции: эта церковь имеет форму круглой башни. По типу строения это храм-ротонда. В подвале церкви в стенах и центральном круге расположено по четыре ниши. Внутри стены – лестница наверх. Стоит отметить, что круглых храмов в Беларуси сохранилось всего несколько штук. Архитектурная стилистика часовни – ярко выраженный сформированный классицизм.
Церковь Святого Николая Чудотворца постигла участь большинства храмов Беларуси: на протяжении долгого времени часовня переходила от одной конфессии к другой и обратно. Так, с 1866 года часовня-усыпальница являлась православной церковью, в 1920-ые годы – это католический костел, а с конца ХХ века – это вновь церковь.
Церковь является кладбищенской. Само кладбище также весьма необычно. Во-первых, на этом кладбище соседствуют рядом православные и католические захоронения. Во-вторых, удивляют сами надгробия: на вершине многих надгробий присутствует православный крест, а на самом камне выбит католический. В-третьих, могилы ориентированы в разные стороны.
Падневичи, кладбище Тупальщина
Некогда рядом с кладбищем находился застенок Тупальщина. Последние постройки его были свезены в 1947 году в соседние деревни Падневичи и Киевец. А прежние хозяева помещики Жебровские разошлись по миру, оставив здесь после себя несколько могил да сложенную из бутового камня неоготическую каплицу-усыпальницу, построенную в 1852 году. Само же кладбище похоже ныне на парк: высятся медноствольные сосны, у старинных памятников разрослись сирень и малинник.
Часовня-усыпальница Жебровских
Памятник архитектуры ретроспективно-готического стиля. Компактный прямоугольный в плане зальное здание с ярусной четвериковой шатровой звонницей на главном фасаде. 2- скатная крыша с небольшими вальмами над алтарно й частью завершается 4-столбовой башенкой свогнутым шатром. Алтарная стена определена небольшими скосами углов здания. Вход расположен в глубокой нише пераоаго яруса звонницы и определен, как окна часовни спиччастым проёмом На полизромной бутовой кладке стен выделяются побеленные детали архитектурного декора: лапатки, оконницы, профилрованный карниз с сухариками.
Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическими потолкамис арками и люнетами. Двухярусный алтарь решен лучковой нишей с боковыми полуколоннами и фигурным постаментом. Над входом на 2 колоннах леревяная галлерея хоров. В стене втая лестница на звонницу. Пол выложен 8-гранной керамичекой плиткой серого цвета.
Могила Винцента Дунина-Марцинкевича
Могила Дунина-Марцинкевича перед каплицей, в которой его отпевали. Рядом с нею находятся захоронения второй жены писателя Марии Павловны, урожденной Грушевской (умерла в 1891 году), и младшей дочери Цезарины (1841 ⎯1902). В изголовье могилы растут три дубка, а прежде стоял большой дубовый крест. Выше колоннада сосен, а под ними уже забытые, поросшие малинником могилы. Тишина, покой и умиротворение царят на этом небольшом погосте. Умер хозяин Люцинки 17 декабря 1884 года. Проводить его в последний путь вышла едва ли не вся околица. Но вот прошли годы, отгремели революции и войны ⎯ и место захоронения Дунина-Марцинкевича забылось. Отыскал его могилу учитель белорусского языка и литературы Першайской средней школы Николай Ломако только в 1951 году. В 1977 году на могиле писателя был установлен его бронзовый бюст по проекту скульптора Николая Янковенко. Имя Дунина-Марцинкевича увековечено в названии улиц Минска и Молодечно, Могилевского областного театра драмы и комедии в Бобруйске.
Винцент Дунин-Марцинкевич (1808 -1884), поэт, драматург, переводчик, просветитель, один из основателей новой белорусской литературы, драматургии и театра. Родился в дер. Понюшковичи Бобруйского повета, в дворянской семье. После окончания училища в Бобруйске продолжил учебу в Петербурге. Долгое время жил в Минске, где служил коллежским асессором в суде и являлся переводчиком в духовной консистории. В Минске В.Дунин-Марцинкевич создал театр и представил свои первые произведения -либретто к опереттам и их театральные постановки.
В 1840г. В. Дунин-Марцинкевич приобрел имение Люцинка, расположенное на реке Люцинке, притоке Ислочи. Поэт полюбил свою усадьбу всей душой. Он оставил государственную службу, выбрав сельскую жизнь. В Люцинке Дунин-Марцинкевич прожил более 40 лет, там написал он большинство своих произведений. В гости из Минска в Люцинку приезжали его друзья, писатель Владислав Сырокомля, скрипач Константин Крыжановский, композитор Станислав Монюшко, литератор Александр Ельский, художник Ян Дамель. Вместе с хозяином они участвовали в розыгрыше веселых водевилей и оперетт. В 1852г. в Минске была поставлена опера – комедия «Идиллия» («Селянка») созданная В. Дуниным-Мартинкевичем в содружестве с композитором С. Монюшко. Опера стала событием культурной жизни города. Впервые на сцену были выведены крепостные крестьяне, которые разговаривали по-белорусски. Автор либретто исполнил главную роль и тоже говорил на родном языке. Спектакль был показан лишь один раз, он был запрещен, так как в нем использовался запретный белорусский язык. «Идиллия» пользовалась большой популярностью на Беларуси. Ее текст переписывали, распространяли в списках, в печати появились рецензии на постановку.В. Дунин-Мацинкевич работал над новыми литературными формами. Его перу принадлежат рифмованные повести, поэмы, баллады. Он является автором первого перевода на белорусский язык поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш». Во время восстания 1863-64 гг. царская полиция, подозревавшая драматурга в написании антиправительственных произведений, арестовала драматурга. Больше года он отсидел в минской тюрьме, однако был отпущен за отсутствием доказательств и выслан в Люцинку, где за ним был установлен полицейский надзор. Его дочь Камилла за участие в патриотических манифестациях 1863г была осуждена и выслана в Соликамск. По возвращении в Люцинку, Винсент Мартинкевич продолжает писать, причем только на белорусском языке. Он вместе с младшей дочерью открыл школу для бедных детей белорусских крестьян, одним из учеников был Антон Левицкий, в будущем – писатель, известный под псевдонимом Ядвигин Ш. В Люцинке в 1866г. была создана одна из лучших комедий драматурга – «Пинская шляхта». Она была написана на диалекте пинской местности, где сочетались черты полесских наречий, белорусского и украинского языков. Сценичная постановка комедии впервые состоялась в Минске в 1917г. В наши дни комедия переведена на 5 европейских языков, ее постановка с огромным успехом идет на сценах Минска и Варшавы. В. Дунин-Марцинкевич провел в Люцинке свои последние дни. Он похоронен на кладбище Тупальщина неподалеку от деревни Падневичи. На его могиле установлен памятник-бюст. Дом, где жил драматург, не сохранился. Место, где он находился, отмечено памятным знаком. Экспозиции, посвященные жизни и творчеству В. Дунина-Марцинкевича, открыты в Першайской школе и в усадьбе «Мартинова Гусь».
Шлю, браты, вам прывiтанне,
Помнице навек спяванне
Дудара, што к вам iмкнуўся.
Малая Лютинка
В 1840 году, выйдя в отставку в возрасте 32-лет, чиновник Минской криминальной палаты Винцент (Викентий) Мартинкевич купил фольварок Лютинку. Малая Лютинка, где провёл поэт значительную часть своей жизни, стала местом появления многих его поэтических и драматических произведений.
Новый хозяин очень скоро сделал этот живописный уголок известным. Здесь бывали выдающиеся деятели польской и белорусской культуры композитор. Ст. Монюшко, скрипач и композитор К. Кржижановский, поэт Вл. Сырокомля.
Хозяин Лютинки был главой дружного семейства, был натурой разносторонне одарённой. Человеком широкой и доброй души, верным другом. Слыл непревзойдённым импровизатором и шутником. Имел недюжинный писательский талант. В Лютинку нередко приезжали получив приглашение на спектакль. Это означало, что будет просмотр очередного написанного в стихах весёлого сатирического водевиля или оперы, либретто для которых Дунин-Мартинкевич писал сам. В роли артистов выступали и его дочери: Камилла и Цезарина, сын Мирослав. Задействовались и приглашенные гости, а также дети — ученики частной школы, которую содержали Мартинкевичи. Кстати, учеником лютинской школы в 1876 году был 8-летний мальчуган Антон Левицкий ― будущий писатель, публицист, писавший под псевдонимом Ядвигин Ш.
Кроме получивших известность стихотворных повестей и комедий «Гапон», «Залёты», «Пiнская шляхта», «Вечарнiцы», «Купала», «Халiмон на каранацыi», здесь были написаны либретто музыкальных водевилей, впервые поставленных своими силами на минской квартире и в Лютинке, таких как «Рэкруцкi набор», «Спаборнiцтва музыкаў», «Чарадзейная вада», а также ставившаяся в Минске и Вильне двухактная комедия-опера «Ідылiя», или «Сялянка», музыку к которой написали близкие друзья Дунина-Мартинкевича: Ст. Монюшко и К. Кржижановский.
Писал Дунин-Мартинкевич на белорусском и польском языках. Но лучшие его произведения — это его пьесы и стихотворные повести, написанные на «селянской, мужыцкай мове», т.е. по-белорусски. Дунин-Мартинкевич сам себя с гордостью и по праву называл «дударом беларускiм».
Передовые взгляды Дунина-Мартинкевича и его семьи недвусмысленно выразились, когда началось восстание 1863 года. Старшая дочь писателя Камилла за помощь повстанцам была сослана в Пермскую губернию и пробыла в ссылке 15 лет. Политически неблагонадёжными считались жена Мартинкевича и его дочь Цезарина, которые принимали участие в проходивших в Минске демонстрациях. Ещё в 1861 году в царской охранке было начато дело «О помещике Мартинкевиче…». В доносах писатель постоянно назывался опасным человеком.
В октябре 1864 года 56-летний Дунин-Мартинкевич был арестован в Свири и посажен в минский острог. В тюрьме он находился более года. Полевой суд не высылает Мартинкевича в Сибирь, только учитывая его возраст, но выносит решение подвергнуть денежному штрафу за причастность к восстанию как его самого, так и его жену, «поселив затем на место жительства, отдать на установленное, вполне добронадежное поручительство и под строгий надзор полиции». С этого времени писатель безвыездно живёт в Малой Лютинке под надзором полиции вплоть до 1870 года.
От Лютинки времени жизни Дунина-Мартинкевича осталось немногое: цементные ступеньки, прикрытый землей фундамент бывшего дома. Дом писателя сгорел после его смерти в 1884 году. Дочери Мартинкевича поставили новый дом на том же месте, но и он не сохранился. Есть, однако, в Лютинке удивительный памятник — лысый пень от старой липы, по воспоминаниям, посаженной рукой писателя. Под этой липой была написана в 1866 году «Пiнская шляхта», произведение ставшее вершиной белорусской драматургии ХІХ века.
Першаи
Першаи – старинное белорусское поселение, упоминающееся в письменных источниках с 1440г. Долгое время, до XIX в. Першаи принадлежали Виленскому епископу, в этот период (1539г.) село получило статус местечка, интенсивно развивалось и процветало. В конце XIX в. Першаи стали собственностью графов Тышкевичей, устроивших здесь свою летнюю резиденцию. Першаи – единственное белорусское село, имеющее такое название. Существует несколько вариантов объяснения его происхождения. Одна из версий связана со старолитовским словом ― „persa”, которое переводится как «полынья». По другой версии название связано с балтским словом «persas», обозначающим сватовство. Легенда гласит о любви воложинского князя Перша и Аи, дочери местного корчмаря.
В силуэте деревни выделяется стройное двухбашенное каменное здание костела Святого Юрия, выстроенное в 1933г. В храме находится икона блаженных мучеников-францисканцев А.Пухалы и Г. Стемпеня, костел имеет статус Санктуария памяти блаженных мучеников, за его алтарной частью установлен памятник с барельефами А. Пухалы и Г. Стемпеня.
Костел Святого Юрия и Божьей Матери
Костел Святого Юрия и Божьей Матери в деревне Першаи является примером стилизаторской архитектуры и возведён в 1935 году.
Первое упоминание о костеле в деревне Першаи относится к XVII веку. Этот храм был построен Юрием Радзивиллом и впоследствии неоднократно перестраивался графьями Тышкевичами. К сожалению, костел был деревянный, поэтому часто страдал от пожаров, а в результате одного из них и вовсе сгорел дотла.
И только в 1935 году на средства Бенедикта Тышкевича был построен новый каменный храм. Освящён он был епископом Казимиром Букрабой 8 сентября 1936 года. Первым его священником был ксендз Петраш, который сначала участвовал в его строительстве, а потом руководил приходом. Однако вскоре он был вынужден уехать в Польшу из-за преследования советскими войсками. Вместо него в храме служил сначала отец Ахиллес, потом – отец Герман.
Имена этих священников навсегда остались в истории и соседней деревни Боровиковщина. Именно там 19 июля 1943 года оба священника вместе со своей паствой были сожжены нацистами за подозрения в связи с партизанами. Священники имели возможность сбежать, но предпочли разделить участь прихожан. 13 июля 1999 года папа Римский Иоанн Павел Второй беатифицировал их.
Костел Святого Юрия и Божьей Матери в деревне Першаи был закрыт советскими властями в 1960 году. Здание храма было перестроено, вся церковная утварь – уничтожена. Единственное, что удалось спасти, это образ Божией матери Скапулярия. Его вынес из храма и спрятал у себя в доме школьник Чеслав Червинский. Только в 1990-х гг. костел Святого Юрия и Божьей Матери был возвращен прихожанам. 16 июля 2005 года вернулась в храм и икона Богоматери Скапулярия, которая была освящена епископом Антонием Демьянко.
Налибокская пуща
Налибокская пуща – cамый большой лесной массив Центральной Беларуси, занимающий территорию около 80 тыс. га, расположен в бассейне реки Неман, на территории Минской и Гродненской областей. Налибокская пуща является уникальным сохранившимся природным объектом, куда входят обширные лесные массивы, пронизанные многочисленными реками, ручейками, каналами, а также обширные болота и заливные луга. Холмистый рельеф чередуется с луговыми низинами. Поймы основных водных артерий – Березины, Ислочи, Усы – , густо заросли лесом. Труднопроходимые участки оберегают уникальные ландшафты, где природа сохранилась в своем первозданном виде. Замечательное описание пущи дано А. Мицкевичем в поэме «Пан Тадеуш»
Кто пущи исходил от края и до края
До самой глубины их дебрей проникая?
Рыбак о дне морском у побережья судит
Охотник здесь в глуши охотиться не будет
Пройдет опушкой он или ближайшим бором
Но в тайники ее не проникает взором.
Тут муравейники, ползучие растенья
Гадюки, пауки, слепней столпотворенье…
В крупнейшем лесном массиве Восточной Европы сохранились болота различных типов, черноольховые и ясеневые леса, дубравы, участки таежного леса, заболоченные леса. Уникальна пуща своим биологическим и ландшафтным разнообразием. На ее территории отмечено около 1000 видов растений, Главное богатство пущи – леса, преимущественно смешанные. Сосновые боры чередуются с дубравами и березняками, встречаются также ольха, рябина, верба, ясень, клен, граб. Особенно богат и разнообразен подлесок из кустарников и трав. В пуще произрастает более 800 видов растений; 23 вида являются редкими, они занесены в Красную книгу Беларуси. В прибрежных речных кустарниках обитает лунник оживающий–редкий и древний вид, ведущий свою историю с доледникового периода. В низинах и на лугах встречаются белорусские орхидеи-пальчатокорневик бузинный и орхидея-призрак. В заболоченных впадинах растет колокольчик широколистный, его украшают большие цветки размером 4-6 см.
Забрезье
Впервые поселение упоминается в XV веке под названием Забераж как родовое владение Заберезинских и Дорогостайских. В 1446 году здесь основан католический приход. В 1456 г. Заберезинские выстроили здесь костёл. Во второй половине XVI — XVII веках имение переходило из рук в руки, в конце XVI века поселение значится как Заберезье. Состоянием на 1626 год здесь было 70 дворов, католическая и православные церкви, трактир. Во время русско-польской войны костёл был сожжён, восстановлен в 1695 году. Во второй половине XVIII века местечком владели Комары.
В результате второго раздела Речи Посполитой (1793 год) Забрезье оказалось в составе Российской империи, в Ошмянском уезде. В 1867 году построена православная Благовещенская церковь.
Согласно Рижскому мирному договору Забрезье в составе межвоенной Польской Республики, в Воложинском повете Виленского воеводства. В 1939 году Забрезье вошло в БССР, где 12 декабря 1940 года стало центром сельсовета.
Во время Великой Отечественной войны здесь было создано одно из пяти гетто в Воложинском районе. Почти всё еврейское население деревни было уничтожено, всего в Забрезье погибли 136 евреев. Исторический католический храм был уничтожен.
В центре Забрезья рсположена Благовещенская церковь, памятник ретроспективно-русского стиля. Храм постороен в 1867 году.
Городьки
Агрогородок расположен на Березине. Название топонима может указывать на то, что по Березине могла проходить граница Полоцкого княжества с Литвой.
На восточной окраине деревни расположена Покровская церковь. Храм – памятник архитектуры псевдорусского стиля. Построена из бутового камня. Строительство завершилось в 1866 году.
В Городьках находится железнодорожная станция на линии Молодечно – Лида.