Красивой и необычной считают многие жители Слонимщины да и многие приезжие люди деревню Жировичи. Неповторимость этих мест чувствуется и душой, и сердцем, и умом. Аура святости и вдохновения окутывает своим теплом тех, кто стремится побывать здесь.
В восьми километрах от Слонима, на небольшой возвышенности, которая плавно спускается к берегу реки Щара, раскинулось довольно обширное поселение, именуемое Жировичи.
Деревня – второй по численности жителей населённый пунк Слонимского района. Поселение известно с 15 века. В период вхождения Слонимщины в Речь ПосполитуюЖировичи принадлежали разным феодальным владельцам – Солтанам, Мелешко, Сапегам. С 1795 года эти земли находились в составе Российской империи, с 1921 года – Польского государства, с 1939 года – БССР.
Сегодня Жировичи – административный центр одноименного сельсовета. Кроме знаменитого монастыря здесь действует аграрно-технический колледж. В колледже функционирует музей местного быта. Особенно впечатляет экспонируемая уникальная коллекция угольных утюгов. В деревне работают средняя и музыкальная школы, детский сад, Дом культуры и отдыха, библиотека, магазины, больница. Деревня Жировичисвязана с райцентром регулярным автобусным сообщением.
Жировичский монастырь.
Около пяти веков назад жировичскую землю освятила Пресвятая Богородица. Она даровала людям Свою чудотворную икону, со дня появления которой ведёт отсчёт история Свято-Успенского Жировичского монастыря – духовного центра Белорусского православия.
Монастырь основан на месте явления в 1470 году чудотворной иконы, известной ныне во всём мире как «Жировичская икона Божией Матери». Она одинаково почитаема всеми христианами, её список есть в Ватикане. В день явления иконы – 20 мая – в Жировичи стекается людское море со всех уголков Беларуси и далеко из-за её пределов. Икона – самая маленькая из 100 самых почитаемых в мире, вмещается на детской ладошке. Учёные доказали, что при существующих ныне технологиях на камне-яшме изготовить рукотворно её нельзя – камень рассыпается. Что свидетельствует о неземном происхождении иконы. Икона находится в главном храме – Успенском соборе. Всего на территории монастыря насчитывается 6 храмов: Успенский, Явленский, Крестовоздвиженский, Рождества Ионна Крестителя, Покрова Божией Матери, Никольский.
Жировичский монастырь имеет нерегулярную архитектурную планировку. Ядро композиции – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и с братским корпусом, в первом этаже которого сделаны арочные ворота главный вход в монастырский комплекс. Здание семинарии формирует парадный двор.
Успенский собор построен на месте, где произошло явление чудотворной Жировичской иконы. Место это теперь находится под алтарем Успенского собора. Там и колодец, наполняющийся водой из источника, который бил из-под корней дикой груши, на которой была найдена икона. Существующий ныне каменный собор возводился с 1613 по 1769 год. Он неоднократно перестраивался. Первый же храм, построенный на этом месте, был деревянным. Он сгорел в результате пожара. Главный алтарь освящен в честь Успения Божией Матери, боковые – в честь Рождества Ионна Крестителя и Покрова Божией Матери. В иконостасе Успенского собора и хранится чудотворная икона – слева от царских врат.
Кроме чудотворной иконы, в соборе имеются и другие святыне: иконы с частицами мощей святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобных старцев Оптинских, блаженной Матроны Московской. В алтаре храма находятся иконы с частицами мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и новомученика святителя Иоанна Рижского. В дни памяти святых иконы с частицами мощей выносятся на поклонение.
Пристройка к собору – храм в честь святителя Николая Чудотворца, так называемый «тёплый» храм, в нём проходят богослужения в зимнее время года. Сюда в это время переносится чудотворная икона. В летнее время в этом храме находится точная копия Жировичской иконы Божией Матери.
Явленский храм – самое старое здание монастыря, построенное в 1672 году на месте повторного явления Божией Матери. На фронтоне храма размещено мозаичное изображение Богородицы, Которая явилась на этом месте в 1520 году. Явилась Она, чтобы вернуть Свою чудотворную икону, которая пропала во время пожара. Сам камень, на котором явилась Божия Матерь, находится в алтаре храма и служит основанием престола. В своё время паломники стали откалывать от камня кусочки на память. Чтобы камень не исчез, его огородили, а через 150 лет в 1672 году построили храм. Явленская церковь построена в стиле барокко. 20 мая перед дверями храма читается акафист в честь явления чудотворной иконы Божией Матери. Здесь под кроной вековой липы молитвенное пение, прославляющее Пречистую Деву, звучит особенно проникновенно и трогает душу.
Чудесный Покров Богородицы уберёг Жировичскую обитель от разрушений в годы войны. Жители Жирович рассказывают о таком явлении Божией Матери в суровые военные годы.
В Явленской церкви немцы сделали склад боеприпасов. Часовые по ночам стали замечать какую-то Женщину, которая приходила неизвестно откуда, приказывала немцам уйти с этого места, а потом бесследно исчезала. Немцы вначале собирались поймать Незнакомку (называли Её партизанкой), но быстро поняли, с Кем имеют дело, и решили выполнить строгий приказ. И, действительно, неожиданно для местных жителей, фашисты ушли с территории монастыря и больше никогда туда не возвращались за всё время оккупации.
Монастырь могли уничтожить захватчики, могли стереть с лица земли войска Красной Армии. Разрушения же были минимальными, от авианалётов и артналётов потерпели лишь строения в бывшем имении Солтана, находившиеся в нескольких километрах от обители.
После войны Жировичскому монастырю пришлось пережить немало скорбей. Повсеместно и в массовом порядке закрывались храмы. Жировичская обитель – последний монастырь, который безбожники так и не смогли закрыть, хотя властями на самом высоком уровне не раз принимались соответствующие решения.
Именно на территории Жировичского монастыря нашли приют изгнанные из своих обителей сёстры закрытых Полоцкого Спасо-Ефросиньевского и Гродненского Свято-Рождество-Богородичного монастырей. Жили здесь также сёстры из Корецкого монастыря (Украина).
Вид на Жировичскую обитель со всех сторон и в любую пору года впечатляет. С севера в Жировичи со Слонима ведёт шоссе. Пробегая между живописных прудов, лента асфальта делает зигзаг вправо, затем – влево, из-за бугорка вдали открывается жировичский пейзаж. В центре его, словно две свечи над лесом, устремились ввысь купола Крестовоздвиженской церкви. Второй по величине храм находится на самой высокой монастырской точке. Она как символ Галгофы – того места, где был распят Господь. Церковь в своём внутреннем устройстве была задумана как копия знаменитой римской Санта Скалы – Святой Лестницы. Крестовоздвиженская церковь построена в стиле барокко с элементами классицизма. Ступеньки внутри храма занимают половину здания. Построен храм в 1769 году на пожертвования жительницы Пинска Элеоноры Головщиной – 8 тыс. злотых. В каждую ступеньку лестницы были вмонтированы ковчежцы с мощами святых. В конце 19 века мощи из ступенек достали и поместили в крест-мощевик, который сейчас находится в Успенском соборе. Освящён храм в честь Воздвижения Креста Господня.
Деревянная церковь в честь святого великомученика и Победоносца Георгия находится на северо-западной части Жирович на кладбище, на Юрьевой Горке. Церкви более 300 лет и построена она стараниями тогдашнего настоятеля монастыря – Георгия Шаталловича. Под полом храма покоится прах известного писателя протоиерея Плакида Янковского. Богослужения в храме совершаются каждую субботу. 6 мая, в день святого великомученика Георгия, от Успенского собора к церкви совершается крестный ход. В архитектуре Георгиевской церкви сочетаются черты народного зодчества, стилей барокко и классицизма.
В стенах монастыря действует Минская Духовная семинария со статусом высшего духовного учебного заведения, вторично возрождённого в 1989 году стараниями митрополита Филарета. Здание семинарии – памятник архитектуры 17-18 ст. Построено в стиле барокко.
12 февраля семинария отмечает престольный праздник – День вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – небесных покровителей духовной школы.
За первые 20 лет существования возрождённой семинарии курс обучения в ней прошли более тысячи выпускников. Милостью Божией семинария оправдывает своё предназначение – готовить кадры для приходов Белорусской Православной Церкви. В семинарию принимаются лица православного вероисповедования, имеющие среднее или высшее светское образование и чувствующие внутренний призыв к служению Церкви в священном сане. У семинарии тесные связи со светскими ВУЗами страны, здесь ежегодно проходят представительные студенческие форумы, международные научные конференции с участием академиков, профессоров. Курс обучения рассчитан на 5 лет и предполагает усвоение около 40 богословских, церковно-исторических дисциплин. Семинария – учебное заведение закрытого типа.
В семинарии создан уникальный музей, в нём более 40 тысяч книг, в том числе оригиналы русских первопечатников.
Семинария проводит огромную миссионерскую деятельность, издаёт свой журнал, студенческий альманах, сборник трудов студентов, научно-богословский сборник и др.
На территории монастыря действуют церковные лавки. Среди них славится своими сборами трав “Зелёная аптека”.
Рядом с монастырём, в бывшем поместье Солтана, чьи пастушки нашли чудотворную икону, устроили «Эдемский сад». В зоосаде в огромных вольерах и вне их находится дикая и домашняя живность.