Заславль
В Заславле, одном из самых древних белорусских городов, можно увидеть городище «Вал», кальвинистский храм второй половины XVI в. – начала XVII в. – ныне Спасо-Преображенская церковь, костёл Девы Марии XVIII в., а также другие интересные исторические места.
Городище Зáмочек. «Зáмочек» («Зáмачак» по-белорусски) означает «малый замок». На этом месте в Х в. размещался древний Заславль, о чём нам сегодня напоминают только сам холм-городище, возвышающийся более чем на 20 м над окружающим рельефом, валы и едва различимые рвы перед ними.
Городище «Замочек» (фото с сайта globus.tut.by)
Городище расположено в пойме реки Черница, которая является притоком Свислочи. Городище имеет почти идеальную круглую форму диаметром около 70 м. На таком небольшом участке располагалось укреплённое поселение, которое, как это было принято в Х в., называли «городом», что значительно отличается от наших современных представлений. Три склона городища обрывистые, что в случае нападения облегчило бы защиту древнего Заславля. Дополнительную защиту обеспечивал наклонный частокол из брёвен.
Свою историю Заславль ведёт с 985 года. Основание города связано с событиями, которые произошли в самом древнем городе на наших землях – Полоцке, с которого началась белорусская государственность. Полоцк впервые упоминается в письменных источниках (летописях) в 862 г.
История нам рассказывает, как новгородский князь Владимир, позже известный под прозвищем Красно Солнышко, будущий креститель Руси, направил в Полоцк сватов просить у могущественного князя Рогволода в жены его дочь Рогнеду. Одновременно с князем Владимиром к Рогнеде сватался его старший брат, киевский князь Ярополк, и Рогнеда выбрала Ярополка. На предложение Владимира она ответила: «Не хочу разувать сына рабыни». В те времена согласно свадебному обряду молодая жена должна была разуть мужа. Князь Владимир действительно был незаконнорожденным, его матерью была наложница Малуша. Слова Рогнеды оскорбили Владимира, и ни полоцкая дружина, ни крепкие стены города не смогли спасти княжество от его гнева. Владимир захватил город, на глазах Рогнеды убил её родителей и братьев и увёз княжну, дав ей новое имя Горислава, а Полоцкое княжество присоединил к своим землям. Вскоре у Рогнеды и Владимира родился сын Изяслав.
Рогнеда стала второй из шести жен Владимира. Погубив своего брата Ярополка, сватавшегося вместе с ним к Рогнеде, Владимир становится киевским князем, а супругу брата также делает одной из своих жён.
Через несколько лет Рогнеда с кинжалом в руках попыталась убить спящего Владимира, но князь проснулся и успел отвести кинжал. За покушение Рогнеде грозила смертная казнь, но на её защиту встал малолетний Изяслав с мечом в руках – и это остановило Владимира. Он сменил гнев на относительную милость и сослал жену в глухое в те времена место, где был построен город-крепость, который получило в честь сына название Изяславль, трансформировавшись с течением времени в Заславль.
В Заславле когда-то находилось Рогнед-озеро, которое к настоящему времени пересохло. Рогнедиными жители называли и окрестные леса. Современные заславльцы сохранили память о княжне, называя родники у подножия нового городища Слезами Рогнеды.
Умерла Рогнеда в возрасте тридцати с небольшим лет. Есть предположение, что в Заславле она приняла монашеский постриг под именем Анастасия, поэтому от слова «черница», так раньше называли монахинь из-за черного одеяния, получила название местная река – Черница.
Предполагают, что могила Рогнеды находится на территории Замочка, хотя археологических подтверждений этому пока нет. Тем не менее, люди до начала XX века, считая, что там находится захоронение, ничего рядом не строили и здесь не селились. Рядом с Замочком начал разрастаться посёлок на берегах рек Свислочи и Черницы, из которого вырос нынешний Заславль.
В 988 г. Изяслав, после крещения, занял полоцкий престол, и возобновил род полоцких князей. Он вошёл в историю как Изяслав-Книжник, так как в Полоцке начал собирать первую в Беларуси библиотеку, открывал школы, где учителями были монахи, а учебниками – церковные книги, которые переписывались от руки.
В центре Заславля находится небольшая рыночная площадь, на которой в 2014 г. был установлен памятник Изяславу.
Памятник Изяславу (фото с сайта www.belarus.by)
За ним можно увидеть большой камень с мемориальной табличкой, на которой написано: «Гэты камень устаноўлены ў жніўні 1985 г. у сувязі з 1000-годдзем з часу заснавання Заслаўя. У ім знаходзіцца пасланне жыхарам 2085 г.». В послании перечислены проблемы города на 1985 г. и перспективы развития Заславльского историко-культурного заповедника (статус присвоен в 1986 г.).
Ещё дальше на возвышенности находится Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии, построенный в XVIII в.
Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии (фото с сайта globus.tut.by)
Первый костёл в XV веке на этом месте был деревянным. В XVIII веке здесь возвели новый барóчный каменный костёл по проекту итальянского архитектора Паоло Антонио Фонтана. «Барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый», с португальского – «жемчужина неправильной формы». Явные черты этого стиля просматриваются в «криволинейности» главного фасада, стоя лицом к которому нельзя увидеть архитектурные объёмы боковых фасадов. Здесь соблюдается ещё одна из характерных особенностей барокко – иллюзорность. В нижней части храма, под алтарём, находилась усыпальница семьи Пшездецких, владевших Заславлем в XVIII-XIX вв. При графе Антонии Пшездецком в XVIII веке Заславль процветал: были построены кирпичный и суконный заводы, действовали водяные мельницы на реках, граф добился королевского разрешения на организацию четырех ярмарок в год (по четыре недели каждая) и воскресных торгов. Проходили они на рыночной площади. Костёл в XIX веке был переосвещён в православную церковь и перестроен. Во время второй мировой войны храм был повреждён. Реставрационные работы ведутся и по сегодняшний день. В настоящее время храм возвращён католикам и выглядит как в XVIII веке.
Православным был отдан протестантский сбор (храм) на территории замка, находившегося неподалёку от рыночной площади и принадлежавшего последующим владельцам Заславля.
Чтобы попасть в замок, нужно было миновать Большую браму – крытые сверху въездные ворота..
Большая Брама (фото с сайта globus.tut.by)
Малая брама находилась с противоположной стороны, она не являлась выходом из замка, а служила оборонительным целям. Большая брама была двухъярусной, кирпичной, с арочным проездом, на ней были установлены тяжёлые, открывающиеся внутрь, ворота. Брама имела бойницы как на первом, так и на втором ярусах. До кирпичной брамы на этом месте были укреплённые деревянные ворота. Замок внутри ограждённого валом участка также был деревянным, он назывался «детинец». В конце XVI века при заславских князьях Глебовичах было начато каменное строительство замка. Перед брамой располагался деревянный мост через ров, который поднимался на ночь или в случае опасности нападения.
Первое упоминание этого нового городища в летописях относится к XII в. (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи) в связи с его разрушением. Киевский князь Мстислав шёл с войной на Полоцк, Заславль был на этом пути. Несколько дней город сопротивлялся, но затем изяславцами было принято решение открыть ворота, взяв клятву с князя, что город не будет «взят на щит», т.е. не будет отдан на разграбление воинам. Киевский князь ночью ввёл наиболее надёжные дружины, но на утро остальные воины ворвались в город, клятва была нарушена, город разграблен и часть жителей захвачена. Впоследствии город разрушался и подвергался нападениям неоднократно.
Заславльский замок
Заславльский замок XVI в. считается первым бастионным сооружением в Беларуси – по четырём сторонам были воздвигнуты угловые башни, между которыми располагались укреплённые стены, опоясывая территорию Замка. Необходимость в бастионах появилась с развитием огнестрельного оружия.
Земляные валы обмуровывали камнем, а в самой толще валов делали склады с оружием. В замке имелся подземный ход, ведущий за его пределы. Со второй половины XVIII в. замок пришёл в упадок.
К настоящему времени замок не сохранился, т.к. камни и кирпич местные жители ещё в XIX веке разобрали на строительство.
Внутри замковой территории располагается Спасо-Преображенская церковь – это бывший протестантский сбор.
Спасо-Преображенская церковь (фото с сайта globus.tut.by)
Протестантизм – новая ветвь христианства, возникшая в результате антикатолического движения – Реформации. В Беларусь Реформация пришла в XVI в. в виде кальвинизма.
Протестанты осуждали злоупотребления католической церкви, отвергли учение о ней как о посреднице между Богом и людьми, отрицали пышные обряды, богатые приношения, отказывилась от поклонения иконам и мощам, от обета безбрачия для духовенства. Реформисты создавали национальные церкви, не подчинённые Папе Римскому, где службы проходили на родном для прихожан языке.
Движение Реформации в Беларуси нашло поддержку как у дворянства, так и у горожан. Дворянство захватило большую часть церковных владений и стремилось укоренить новую религию, не которую не могли оказать влияние церкви соседних государств – католическая в Польше и православная в Московии.
Активными проповедниками новой религии в Беларуси были крупные магнаты, владельцы многих городов – Радзивиллы, а в Заславле, – Глебовичи.
У Радзивилла Чёрного в Несвиже в XVI в. работал Сымон Будный, где в 1562 г., он издал «Катехизис», который стал первой белорусской книгой, изданной на территории Беларуси. Франциск Скорина в 1517 г. издал первую белорусскую книгу – «Псалтырь», за границей, в Праге.
Сымон Будный был одарён от природы быстротой и силой мысли, хорошо образован, знал много языков, отличался необыкновенным писательским талантом. Он первым в Европе подверг критическому анализу Новый завет (в 1574 г.), аналогичную работу проделал Спиноза, но спустя сто лет. В Заславль Будный приехал в 1572 г. В этом году в Париже произошло массовое убийство католиками двадцати тысяч протестантов. Это кровавое событие вошло в историю под названием Варфоломеевская ночь. В Беларуси религиозная борьба никогда не принимала таких жестоких форм, но, тем не менее, гонения были. Реформация потерпела поражение. Этому способствовала деятельность католической церкви, в особенности ордена иезуитов. Сын Радзивилла Чёрного, Миколай Радзивил по прозвищу Сиротка, пригласил в Несвиж иезуитов, после чего кальвинисты, в том числе и Сымон Будный, были вынуждены покинуть город. Книги Будного сжигали на кострах, гонения усиливались. Будный переехал в Заславль. Здесь он некоторое время продолжал свою деятельность, но из-за продолжающихся преследований вновь был вынужден бежать, и умер в нищете и одиночестве в деревне Вишнево. Не сохранилось ни одного прижизненного изображения Сымона Будного, кроме иезуитской карикатуры, сопровожденной злорадной подписью: «Будный в пекле».
Иезуитская карикатура на Сымона Будного.
Его слова: «Жребий брошен, но все же я уверен, что труд мой лучше оценят потомки» оказались пророческими.
Здесь, в заславльском протестантском храме, он выступал с проповедями и, возможно, преподавал, так как при соборе действовала школа, где могли обучаться дети различных сословий. Построен кальвинистский сбор был Яном Глебовичем, укрывавшим Сымона Будного, во второй половине XVI в.
Архитектурная композиция состоит из прямоугольного в плане храма и шестиярусной башни. Протестантские сборы отличаются по архитектуре от костёлов и православных церквей, но в деталях оборонных элементов есть сходства. Через Беларусь с давних времён проходили многочисленные войны, в результате архитектура всех храмов приобретала явные оборонные черты. Храм нередко был единственным в округе каменным зданием, поэтому при локальных стычках, например, между местными магнатами, некоторые из которых имели собственные войска, здесь можно было укрыться. А в случае крестьянского восстания в храме могли укрыться местные феодалы. Противостоять большому войску они, конечно, не могли, но небольшие отряды нападающих сдерживали. Храмы были оборудованы склепами для военного снаряжения и запасов продуктов. В башнях порой даже делали колодцы для забора воды, также башня могла выполнять функции дозорной площадки.
Этот храм безапсидный (т.е. без выступающей части здания, в которой размещается алтарь), так как в реформаторском храме не предусматривалось место для алтаря и иконастаса.
В XVIII в. храм был перестроен: стены верхней части стали тоньше, чем нижней, бойницы в стенах стали глухими и декоративными. Башня у основания квадратная, а в последующих ярусах – восьмигранная. Внутри её толстых кирпичных стен установлена винтовая лестница.
Храм бесстолпный, т.е. внутри не разделен столбами. Интерьер прост. Стены и сводчатые потолки никогда не расписывались.
Кальвинистский сбор передавали католикам (вторая половина XVII в.) – ордену доминиканцев, затем униатам (XIX в.), а в 90-е г. XX в. он перешёл к православным.
После закрытия храма в 30-х г. XX в. и до войны в здании располагался мучной склад, а в послевоенное время – музей ремёсел и народных промыслов.
Ров и поднятые плотинами воды рек Свислочи, Черницы и Княгиньки образовывали замкнутый водоём, и замок получал островное положение. Во время осады гарнизон брал воду из колодца внутри замка. Зимой для безопасности лёд на воде скалывался.
Музейно-выставочный комплекс. Комплекс расположен на рыночной площади, недалеко от костела. В музее представлены гобелены по мотивам древней истории Заславля и Полоцка. В экспозиции «Музыка вячорак» можно увидеть и услышать музыкальные инструменты разных регионов Беларуси.
Этнографический комплекс. Это музей под открытым небом, расположен рядом с железнодорожным вокзалом. Экспозиция включает в себя паровую мельницу, дом завозника, кузницу, которые дают представление о жизни Заславля в начале XX века.
Механизмы паровой мельницы в этнографическом комплексе (фото с сайта veloby.net)
Дом завозника. В прошлом в нём останавливались те, кто завозил зерно на помол (отсюда и название «завозник»). Дом служил своеобразной гостиницей.
Мельница. Она полностью в рабочем состоянии, выполняла свои функции с 1910 г. до 1996 г. для жителей Заславля и не только. В 30-х гг. ХХ в. паровой двигатель заменили на дизельный, а затем в 1949 г. на электрический.
Кузница. Этот музей «жаркого» ремесла, без которого не обходились ни деревня, ни местечко, ни город. Доставили кузнецу в Заславль с Воложинщины. Ей более 80 лет.
Амбар. Постройка использовалась для хранения продуктов, частично одежды и бытовых вещей. Это название было характерно для запада Беларуси. На востоке укоренился вариант «клеть».
Детский музей экологии и леса. Экспозиция расположена в здании Заславского лесничества. Посетителям предлагается совершить пругулку в мифический лес, наполненный таинственными звуками, ожившими лесными духами, с которыми мирно уживаются птицы и звери – обитатели реального мира.
Музей «ДОТ». Расположен рядом с музеем экологии. Музей был открыт в июле 2004 г.
Внешний вид ДОТа (фото с сайта ru.zaslaue.by)
ДОТ (долговременная огневая точка) имеет три амбразуры, рассчитан на 12 военнослужащих, в нём воссоздана боевая обстановка: установлены три станковых и один ручной пулемет с боекомплектами, перископ для кругового наблюдения за противником, средства связи. В Беларуси до войны было построено 326 таких огневых точек – артиллерийских и пулеметных дотов.