Каменец впервые упоминается в 1276 г. как пограничная крепость Владимиро-Волынского княжества. На сегодняшний день это небольшой (численность населения – чуть выше 8,5 тысяч жителей) город на западе Брестской области, известный своей историей, архитектурными памятниками, а также необычайной природой здешних мест. Город расположился на реке Лесная (историческое название реки Лисна) на расстоянии 18 километров от знаменитой Беловежской пущи, на четырех возвышенностях, сохранивших древние названия: Кладуча, Гончарка, Симеоновский и Шибеница. Подъезжая к городу как с западной, так и с восточной стороны, можно наблюдать его панораму со знаменитыми достопримечательностями: Каменецкой башней, церковью Святого Симеона (которая выделяется в исторической части города своей высотой и особенной выразительностью), и костелом Петра и Павла. Выделяются также окрестности Каменца, в первую очередь своими ландшафтами, небольшими деревушками и хуторами, небольшими ручьями и родниками.
В основе названия города – слово “камень”, скорее всего город получил свое название потому что имел каменные строения (в том числе и знаменитую башню), что на тот момент было абсолютной редкостью для городов.
Иная версия гласит о том, что город получил свое название от слова “камно”, “камна”, что означало межевание своих земель камнями.
В средние века и новое время город именовался Каменец Руський, а с 1795 года- Каменец-Литовский (что отличало его от иных городов с таким же названием, например, Каменец Подольский на Украине).
Каменец имеет богатую историю. В средних веках в городе существовал деревянный замок, находился он, как выявлено в результате археологических раскопок, на островках, образующихся разливами реки Лесной и примыкал к Каменецкой башне.
Основанный в XIII веке Каменец довольно быстро превращается в город с развитыми ремеслами и торговлей. С 1366г. Каменец и Берестье входят в состав Великого княжества Литовского. Город был владением Кейстута, а затем Витовта. Через Каменец проходят торговые пути: “Королевский”, который связывал две столицы Краков и Вильню, а также “бурштынавы”, связывающий Волынь и Пруссию.
Город неоднократно подвергался нападениям вражеских войск. В 1375 г. город штурмовали, сожгли и опустошили крестоносцы. Долгое время город был опорным пунктом противостояния ВКЛ и Польши. Вместе с тем, как свидетельствуют факты Каменец имел важное для великого князя значение. В 1409г. Витовт принимал в Каменце посла римского папы, а в 1421 г. английского посла Жельберта де Ланнуа.
Костел Святых Петра и Павла.
Первый костел на территории Каменца был построен еще в 1501 году на пожертвования Александра великого князя ВКЛ и короля Польши. В 1619 г. костел был передан монахам варфоломистам (коммунистам), впоследствии основательно перестроен с чертами готики. Монахи жили по собственному уставу, давали зарок жить в общине и подчиняться старшему. Целью объединения объявлялась достойная, примерная жизнь и душпасторская деятельность. Монахи продержались в Каменце до конца XVIII века. Деревянный костел же просуществовал до 1924 г. когда был уничтожен в результате пожара. Некоторое время католики города молились в деревянной каплице. С 1935 г. началось строительство костела Святых Петра и Павла, однако костелу не повезло, вскоре началась война, а после войны в результате “воинствующего атеизма” костел был отобран под ресторан. После обретения независимости костел был возвращен верующим. С 1992 г. началось восстановление костела и сегодня это действующий храм.
Историческая застройка Каменца
Каменец один из немногочисленных городов Беларуси в котором до сегодняшнего дня частично сохранилась историческая застройка и более комплексно историческая планировка города к ХIX -начала ХХ вв. Здесь можно побродить по улочкам, заглянуть в окна домов, пофотографировать необычайно красивые улицы.
Пройдя через сквер на месте бывшей рыночной площади, мы попадаем на южную сторону, где сохранилась рядовая застройка конца XIX века. Здесь можно выделить несколько зданий.
Памятник основателю города Каменец.
В 1990 г. недалеко от Каменецкой башни был установлен памятник основателю города Каменца зодчему Алексе. Автор работы- скульптор Алексей Лыщик. Величественный зодчий размещен у щита, на котором запечатлен текст Ипатьевской летописи “сруби город на пустом месте, нарицаемом Лесна и нарече ему имя Каменец, зане бысть земля камена…”, рядом с зодчим – мощная фигура зубра. Со временем легенда к памятнику претерпела изменения, и некоторые исследователи начали считать, что на памятнике увековечен сам князь Владимир Василькович, а не его зодчий. В пользу этой версии сходство черт лица изображенного скульптором основателя города с самим волынским князем, изображенном на одной из икон. До сегодняшнего дня в разных источниках, книгах и путеводителях эта скульптурная композиция оценивается по-разному.
Каменецкая башня
Несомненно, главной достопримечательностью Каменца являлась и является Каменецкая башня (вариант названий “Вежа”, “Столп”, “Стовп”, “Белая вежа”, последнее название с точки зрения истории закономерная ошибка, но вместе с тем уже устоявшееся за более чем 100 лет название данного памятника). Башня была заложена, как утверждают летописи, по распоряжению волынского князя Владимира Васильковича, в частности в Ипатьевской летописи сообщается что для защиты своих владений князь решил укрепить северные границы княжества и построить пограничную крепость. Владимир Василькович хотел укрепить северную границу княжества от набегов балтских племен ятвягов и литовского князя Трайдзена, с этой целью он послал своего лучшего зодчего по имени Алекса. Руке этого мастера и принадлежит реализация столь грандиозного объекта. В летописи указано, что “За Берестьем сруби город на пустом месте, нарицаемом Лесна и нарече ему имя Каменец, зане бысть земля камена…”. Достоверно известно, что башня была построена между 1277 и 1288гг.
Алекса соорудил на берегу Лесной “столп камен высотою 17 саженей. Подобен удивлению всем зрящим на нъ”. 17 саженей, в данном случае, это 29,5м высоты. По описанию известного белорусского археолога Михася Ткачева максимальный диаметр памятника 13,5 м, толщина стен 2,5 м. Башня реализована на фундаменте из булыжного камня, пересыпанного чистым мелким песком. Башня сложена из брусчатого кирпича темно-красного и желтоватого колеров; кладка балтийская, для которой характерно чередование в каждом ряде двух ложков и одного тычка кирпичей. Древние мастера по одной грани сырого кирпича проводили пальцами и оставляли по ней продольные борозды и, называлась это “пальчаткой”. Предполагается, что эти борозды делились для лучшей прочности кладки. Для лучшей прочности кладки в специальный раствор добавлялась также известь, желток яиц, и кровь диких животных.
Стены башни были прорезаны бойницами. В первом ярусе их две, во втором и третьем- по три, а в четвертом – две бойницы и большой проем (здесь был устроен балкон). Пятый ярус имеет четыре бойницы. Над ним имеются остатки кирпичного свода, который существовал в XIX веке. В башне имеется кирпичная винтовая лестница, ведущая на самый верх башни – на боевую площадку. Завершалась башня орнаментальным поясом (декоративной полосой из четырех видов кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада) и 14 зубцами (они были восстановлены в 1903 г., вместе с тем один из зубцов сохранился с древних времён), прикрывающими боевую площадку. Башня воплотила в себе архаичные черты романского стиля, а также отдельные элементы стиля готики: стрельчатые проемы, нервюрные своды, архивольт арки дверного проема на четвертом ярусе.
Башня многократно подвергалась нападениям крестоносцев (трижды в 1373г., 1375г.,1379 г.), Януша Мазовецкого (1382г., к слову археологический пласт Каменца XIV века – сплошная выгоревшая земля), в более позднее время крымских татар и Московского государства.
Инвентарь XVIII века так описывает башню: “нижний ярус без двери и какого-нибудь закрытия; вежа сверху замурована, внутри поруйнована, в окнах нет стекол (1728 г.). В XIX веке башню начали разбирать на кирпич (1822г.), однако многовековое строение так отвердело за века “что весь столп превратился в один большой камень…”. В книге “Древняя Польша” изданной в Варшаве в 1846 г. упоминается о существовании остатков дубовой лестницы, остатках сводов и обширных подвалов.
В конце XIX века стараниями местных краеведов, в первую очередь Льва Паевского талантливого священника и краеведа, к судьбе башни привлечено внимание императорской семьи.
В 1903г. по распоряжению Николая II была произведена реставрация башни (проект В.Суслова). Древнее строение было укреплено, раскрыт нижний уровень, в результате чего башня приобрела комплексный вид, восстановлены дренажные каналы, кладка стен, зубцы на боевой площадке, обустроен вход в башню в подземном ярусе.
Череда разрушений постигла башню и в XX веке. Первая мировая война, межвоенное время, Вторая мировая война, послевоенное время. В 1960 г. башню побелили в белый цвет, и до последней реставрации Каменецкая башня была ложной “белой вежей”. В 1996 г. силами брестских альпинистов остатки побелки были сняты с башни, и памятник приобрел первозданный вид.
С 1960-х годов башня относилась к Брестскому областному краеведческому музею, однако полноценная постоянно действующая музейная экспозиция появилась в 2005 г. Сегодня здесь расположен филиал Брестского областного краеведческого музея – “Каменецкая башня”. Внутри на пяти уровнях башни расположена экспозиция, соединенная винтовой лестницей. Здесь представлены макет-реконструкции состояния башни XIIIв., археологические предметы, найденные во время раскопок, оружие средневековья, рыцарские доспехи, фотографии архитектуры Беларуси, редкие фотографии башни и многое другое. Для организованных взрослых групп имеется возможность подняться на смотровую площадку по винтовой лестнице, откуда можно лицезреть панораму старинного города и его окрестностей.
Фактически на сегодня это уникальнейшее строение, единственное сооружение в романском стиле на территории Беларуси и одно из самых старых кирпичных зданий нашей страны, сохранившихся до сегодняшнего дня.
Современные историки спорят является ли башня так называемым “донжоном” (укрепленная башня в замке) или “бергфридом” (находящаяся в стороне от замка башня). К сожалению подобных башен, в близлежащих регионах остались считанные единицы (г.Столпье Украина, г.Люблин, Польша и некоторые другие).
Церковь Святого Симеона
Рядом с памятником на Симеоновском холме расположена Церковь Святого Симеона. Храм был возведен в 1914 г. на месте прежнего деревянного Симеоновского храма накануне Первой Мировой войны. Место выбрано не случайно, считается что именно здесь была заложена первая Каменецкая церковь князем Владимиром Васильковичем по прозвищу “Философ” еще в 1276 году. Патронатом строительства же новой церкви выступил сам Николай ІІ, по настоянию местного священника Льва Паевского. Отец Лев Паевский настоял на встрече с императором еще в 1897 г. во время его визита в Беловежскую пущу, там же священник подарил императору чудотворную икону Матери Божьей Каменецкой и просил его о выделении средств на ремонт Каменецкой башни и церкви. После этой встречи священник несколько раз ездил в Вильно, Гродно с похожими прошениями, в итоге строительство храма началось в 1912 г.
Церковь возвышается на высоком холме, тем самым, являясь одной из главных доминант города, к главному входу в церковь ведет широкая бетонная лестница.
Свято-Симеоновская церковь -памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Церковь квадратная в плане, у нее есть основной объем, пятигранная апсида, трапезная и притвор, завершенный восьмирековой колокольней. Центральная часть расположена на высоком цоколе, покрыта четырехскатной крышей, имеет пять куполов, в последнее время приобретающих золоченый вид. В декоре фасадов присутствуют сухарики, бровки, кокошники, закомары.
Однако более интересен храм своим интерьером. Гордость церкви- величественный иконостас, украшающий внутренний объем храма. Иконостас выполнен из мореного дуба. Привезли его из Варшавы жители соседней деревни Пруска – семья Тройчуков. В память о своих погибших детях Феодосия и Митрофан Тройчуки жертвовали все средства и силы на доставку в Каменецкую церковь этого иконостаса. Создан он был по эскизам художников Петербургской академии наук и хранился в помещении церкви варшавской русской гимназии. По одной из версий иконостас ранее находился в Варшавском соборе Святого Александра Невского, который был взорван в 1926 г. однако этой версии нет достаточного подтверждения.
И сегодня он украшает внутреннее убранство храма, а сам храм никогда не закрывал своих дверей перед верующими.