Наконец на европейской карте сети веломаршрутов полноправно разместилась беларуская столица, через которую проходит трасса EuroVelo-2.
Пока разработан лишь участок от Минска до Новогрудка. И по этому пути уже можно устраивать полноценные велосипедные путешествия, выбрав любой участок из 200 километров самого пути EuroVelo-2 или нескольких колец веломаршрута «Валожынскія гасцінцы» длиной от 22 до 150 километров.
– Сейчас мы находимся в стадии согласования с местными властями указательных и опознавательных знаков, маркируем маршрут, – рассказывает глава Минского велосипедного общества Павел Горбунов. – Но по всем маршрутам даже и без маркировки можно проехать на велосипеде. Чтобы не заблудиться, треки маршрута можно скачать с сайта и залить его в навигатор или в телефон.
Опыт дилетанта
В первые по-настоящему теплые выходные мая около двух десятков любителей велосипедов вместе с журналистами и дипломатами на своем опыте проверили, каково это отправиться отдыхать на природу не на машине или автобусе, а на двухколесном друге.
Стоит отметить, что в отличие от волонтеров Минского велосипедного общества и активных участников велодвижения, остальные не были серьезно подготовленными к длительным велопоездкам. И пусть не все доехали до отметки «100 километров», остановившись на восьмидесяти, можно с уверенностью сказать, что взрослому здоровому человеку такой отрезок велосипедного пути по силам. Тем более, учитывая поглощающую красоту проснувшейся от долгих холодов родной природы.
Участок Минск-Заславль
Участок – Минск-Заславль, протяженностью 22 километра, логичное продолжение Свислочской велодорожки, дается достаточно легко. Несмотря даже на наличие подземного перехода – по-видимому, единственного на беларуской части маршрута.
Уже первые километры успокаивают от городской суеты. Проезжая вдоль водоемов, забываешь об оставшихся дома заботах и столичной спешке. И лишь хочется раз за разом остановиться, чтобы снять пейзажи с глубокой небесной синевой, отражающейся в гладкой холодной воде.
Участок Падневичи-Белокорец
На маршруте есть выбор мест, где можно остановиться на отдых. Есть несколько усадеб в Малой Лютинке, Белокорце, охотничий домик в Любче, турбаза «Галактика», гостиницы в Новогрудке и Ратомке. Но можно остановиться и в палатке.
Первый длительный «привал» в усадьбе «Марцінова Гусь» кажется возвращением в прошлое – усадьба является стилизацией корчмы: большая двухэтажная деревянная хата, расположенная возле дороги, рядом лес и водоём.
По словам владельца усадьбы Алеся Белого, велотуристов в Налибокской пуще пока не так много – не все способны проехать сотню километров из столицы до пущи, и не всем охота вести велосипеды на машине, чтобы покататься на месте. Но эту проблему местные агроусадьбы планируют решить созданием сети велопроката.
Далее мы едем по трассе EuroVelo-2 от Малой Лютинки до деревни Белокорец (21 километр).
Дороги вдоль населенных пунктов неоживленные. А лесные дорожки помогают перенести уже наступающую усталость.
Налибокская пуща
После ночевки под пение птиц в палатках в усадьбе «Налібоцкія васількі» мы преодолеваем третий участок путешествия: путь Налибокская пуща – деревня Клетище (32 километра). И стоит отметить, что часть дороги здесь не так удобна, как могла быть: пески и оставленные гусеницами шероховатости преодолеваются сложней, чем лесные тропы.
После этого отрезка часть группы сходит с дистанции и уезжает в город. Преодолеть путь в сотню километров без подготовки удается не всем. Остальная часть группы направляется в поселок Любча (еще 21 километр).
Впечатление о пройденном пути
Нельзя сказать, что маршрут EuroVelo-2 идеален для велосипедного променада, – местами придется потрудиться, напрячь мышцы. Но увидеть красоту беларуской природы, тесный с ней контакт стоит того, чтобы после подобного путешествия работать за компьютером стоя, а не сидя.
Разработка EuroVelo-2 реализуется при поддержке Программы малых грантов Посольства США в Беларуси. Тем более значимо, что поверенный в делах США в Беларуси Скотт Роланд лично проехал вместе с группой по этому маршруту.
– Думаю, что маршрут выбран хорошо – здесь очень живописные места с точки зрения туризма, – делится своим впечатлением Скотт Роланд. – Уверен, что возможность познакомиться с беларуской природой и загородным отдыхом понравится иностранным туристам. Такой отдых позволяет также довольно много узнать о беларуской истории.
Скотт Роланд считает, что в развитии велосипедного движения еще предстоит сделать многое. Но начало положено.
– Американское консульство заинтересовано в развитии пути EuroVelo-2, потому что мы думаем, что туризм может помочь беларуской экономике. И проект, который развивает инфраструктуру для туристов, способствует достижению одной из наших главных целей – помочь американцам и беларусам узнать больше друг о друге, – заключает поверенный в делах США в Беларуси.
“Воложинские гостинцы”
Помимо развития маршрута EuroVelo-2 активисты Минского велосипедного общества разрабатывают и сеть велосипедных маршрутов в районе Налибокской пущи – «Валожынскія гасцінцы». Маршруты проходят совсем рядом с треком EuroVelo-2.
Трек “Воложинские гостинцы” длиной в 150 километров появился в 2014 году. Маршрут рассчитан на 2-3 дня, и его удобство в том, что он привязан к станциям железной дороги, – рассказывает Павел Горбунов. – Первая его часть – культурная и историческая, вторая – лесная, третья – проходит по агроусадьбам.
Сегодня создаются дополнительные петли маршрута: велопетля в 60 километров, проходящий через Гольшаны, Кревская петля, маршрут зелёная команда, плюс маршрут из Ракова в Воложин и еще несколько маленьких колец. Разработка дополнительных колец позволит привлечь велотуристов, сделает регион более интересным.
Надежда Калинина