Веломаршруты “Воложинские гостинцы” “привязаны” к веткам железной дороги. Начала и окончания маршрутов опираются на железнодорожные станции. Международный веломаршрут “EuroVelo-2”, также предполагает хорошую транспортную логистику.
Поезд — наиболее удобный вид общественного транспорта, когда речь заходит о перевозке велосипеда. Большое количество велосипедистов пользуется поездами. Это и большие туристические группы, едущие куда-нибудь в Полесье, и компании, выезжающие на электричках из крупных городов на однодневные покатушки. Упаковывались и размещались все довольно успешно, благо у многих есть многолетний опыт использования железной дороги.
Однако в прошлом году государственный монополист, БЖД, решил модернизировать “Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования” [http://www.rw.by/uploads/userfiles/files/pravila_perevozok_passajirov.pdf], в том числе уточнить и особенности перевозки велосипедов.
Постановлением Совета Министров РБ от 17 июля 2015 г. № 609 в правила были внесены незначительные изменения. Уже летом 2015 года они привели к ряду недоразумений и конфликтных ситуаций в беларуских поездах. Попробуем разобраться — что изменилось в новой редакции правил?
Было – стало
Старый пункт правил выглядел так:
“68. В счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир имеет право провозить бесплатно один велосипед в разобранном и упакованном виде, а также электронную, бытовую, видео- и аудиотехнику, размер которой не превышает 200 см по сумме трех измерений. Указанная ручная кладь должна размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади…”
Новый:
“88. В счет нормы бесплатного провоза ручной клади допускается перевозка одного велосипеда в разобранном и упакованном виде размером по сумме трех измерений не более 200 сантиметров…”
Таким образом, велосипед вывели из отдельной категории и поместили в норму габаритного багажа с ограничением 200 см по сумме трех измерений. Если разобрать обычный велосипед традиционным способом – снятием переднего колеса и упаковкой в чехол – сумма трех измерений превысит 250 см. Велосипед сразу попадает в разряд “багаж весом до 50 кг” и перевозится по специальным правилам.
Впрочем, уже 6 августа 2015 года БЖД выпустила разъяснения [http://www.rw.by/corporate/press_center/news_of_passengers/2015/08/v_svjazi_s_informaciej_o_novih/] о том, что до сих пор все перевозили велосипеды неправильно, а “норма не более 200 см по сумме трех измерений распространялась на перевозку велосипедов и в старой редакции документа”. Производить анализ текста старых правил смысла уже нет, но факт ужесточения требований проводников к перевозке после “уточнений” отмечали многие велосипедисты.
В “поездах с нумерованными местами” (нас интересует, прежде всего, плацкарт и купе) теперь действует п. 91 правил перевозки:
“…Каждый предмет, размером по сумме трех измерений более 200 сантиметров, перевозится на один дополнительно оформленный полный проездной документ (билет).”
Раньше туристическая группа любого размера упаковывала велосипеды в чехлы, грузилась в плацкарт и размещала байки на верхних полках – это особо никому не мешало, тем более что все места выкупались рядом. Сейчас, согласно уточненных правил, на каждый велосипед требуется отдельный билет с отдельным местом, по полной стоимости.