- Асфальт
- Грейдер
МАРКИРОВКА
маршрут не маркирован
БЕЗОПАСНОСТЬ
ИНТЕРЕС
Веломаршрут «Маскалеўская вандроўка» (рус. Москалевское путешествие) – это отличная возможность провести свое свободное время на природе и ознакомиться с красивейшими уголками Ивенецкого края, леса которого граничат с Налибокской Пущей – самым большим лесным массивом Беларуси. Вдоль маршрута протекает живописная река Ивенчик (приток Ислочи, длина ее составляет около 7 км), в которой водится такая редкая для Беларуси рыба как речная форель, занесенная в Красную книгу нашей страны. Населенные пункты, по которым пройдет наш путь, имеют интереснейшую историю, они когда-то входили в состав Ивенецкого графства (феодально-территориальная единица, существовавшая в 1745-1845 гг. и принадлежавшая сначала старинному шляхетскому роду Сологубов, а позднее Плевакам).
Почему «Маскалеўская»? Потому что одним из пунктов нашего путешествия является место, где до 1939 года существовало имение Москалевщина. Это имение известно с XVI века. На протяжении XIX века принадлежало роду Плеваков. В то время этот род был владельцем не только Москалевщины, но и местечка Ивенец (находится в нескольких километрах от маршрута), других имений. Самым знаменитым представителем рода Плеваков является адвокат Федор Никифорович Плевако. Кроме того, Плевако были одними из главных фундаторов костела Святого Алексея (Красный костел) в Ивенце.
Описание маршрута
Начало маршрута – автобусная остановка в д. Покути. Поворачиваем направо по указателю «Пакуці» в сторону деревни. Едем мимо местного кладбища (слева) по асфальтированной дороге около 200 м. На въезде в д. Покути, на Т-образном перекрестке (слева от него установлен католический поклонный крест), поворачиваем налево. Съезжаем на плохой асфальт и двигаемся через всю деревню под горку около 610 м, и за последними по правой стороне домами делаем правый поворот. Следуем по песчаной дороге до д. Ткачи. Далее в д. Ткачи поворачиваем направо и едем через деревню примерно 160 м к навесному пешеходному мостику через р. Ивенчик. Затем через мостик выезжаем на асфальтированную дорогу и поворачиваем налево. Если повернуть направо и проехать от мостика около 270 м, то справа у дороги можно напиться целебной воды из водного источника (по-белорусски криница). От источника возвращаемся на маршрут. Двигаемся все время по асфальтированной дороге до первого левого поворота на д. Родники. Справа, в 200 м от поворота – въезд в песчаный карьер. Повернув налево, едем по прямой около 750 м до д. Родники, проезжая мимо руин хозпостройки XIX века (справа). На Т-образном перекрестке поворачиваем налево и почти сразу делаем правый поворот. Далее двигаемся около 270 м мимо озера (слева) и мастерских СПК «Судниковский» (справа), за которыми поворачиваем направо. Затем едем около 280 м под горку. Не доезжая примерно 70 м до памятника землякам, погибшим в Великой Отечественной войне (слева) и здания продуктового магазина, сворачиваем направо на просёлочную дорогу и по ней следуем 400 м к асфальтированной дороге, доехав до которой, делаем левый поворот. По данной автодороге едем около 3 км мимо д. Петрово (слева) и места, где в XVIII-XIX вв. находился застенок Мендеровщина. Далее на перекрестке делаем поворот направо и двигаемся по трассе Ивенец – Минск около 1.5 км вдоль леса (слева), соседствующего с Налибокской пущей. Проехав по мосту (слева от моста можно увидеть остатки фундамента водяной мельницы) через р. Ивенчик и отъехав от него несколько метров, справа у дороги можно отдохнуть в специально установленной беседке. Далее следуем 700 м по асфальтной дороге вплоть до автобусной остановки в д. Покути, где и заканчивается наш маршрут.
Остановка: Покути
Название деревни происходит от слова куть – угол (куть, что образовался от слияния двух рек) и от приставки по-, которая в старину означала «по оба бока». Другими словами, эту деревню назвали так потому, что место, где она расположена, находится по обе стороны двух речек (Ивенчика и Дубленника). Похожую версию происхождения имеет и близкая к Покутям деревня Меш(ж)кути.
Покути на протяжении 128 лет (1704 – 1832) были во владении монахов-францисканцев (по некоторым данным на кладбище в Покутях похоронено около 11 ксендзов (вероятнее, монахов) ордена францисканцев). Этот католический орден появился в 5 км от деревни в местечке Ивенец в начале XVIII века по приглашению тогдашнего владельца Ивенца Теодора Ваньковича. В те времена в д.Покути занимались разведением коров, лошадей, свиней и овец, выращивали лен, имелась своя пчелиная пасека. В том числе на доходы, полученные из этой деревни, в Ивенце в XVIII-1-ой половине XIX вв. содержался францисканский каменный монастырь, возведенный в 1740-х гг. Также при францисканцах в Покутях на кладбище для нужд жителей была построена небольшая деревянная каплица. Она просуществовала до второй половины XX века. Теперь возле места, где она стояла, установлен поклонный крест.
Уроженец д.Покути Зенон Трацевский принял непосредственное участие в начале Второй Мировой войны. В марте 1939 года его призвали служить в Войско Польское и в августе того же года перевели на полуостров Вестерплатте (находится на польском берегу Балтийского моря близ города Гданьск). Именно на этом полуострове 1 сентября 1939 года фашисты, начав обстрел Военно-транзитного склада, развязали Вторую Мировую войну. На протяжении 7 дней 182 польских солдат и офицеров, в числе которых был и Зенон Трацевский, героически обороняли полуостров от немецких захватчиков. Теперь об этом эпизоде Второй Мировой знают почти во всем мире.
Остановка: Ткачи
Деревня Ткачи расположена на берегу речки Ивенчик, ее название происходит от слова ткач – человек, профессионально занимающийся ткачеством.
С середины XVIII века Ткачи находились в составе Ивенецкого графства, владельцами которого были Сологубы. Далее Ткачи перешли в собственность Польской королевской почты. В то время Ткачи являлись совсем небольшим населенным пунктом, в котором проживало 20 человек. Предполагается, что в Ткачах в конце XVIII века функционировала почтовая станция, где меняли почтовых лошадей и где производился обмен почтой между почтальонами. Нельзя не отметить тот факт, что генеральным директором королевской почты в то время был Игнаций Франтишек Пшебендовский – дядя и одновременно юридический опекун несовершеннолетней наследницы Ивенецкого графства Юзефы Сологуб. Не исключено, что Пшебендовский лично был заинтересован в приобретении Ткачей и не раз здесь бывал.
Остановка: Родники
Эта деревня на протяжении нескольких столетий была известна под названием Козарезы, но в 1969 года тогдашние советские власти переименовали ее в Родники. Такое название не случайно – в этой местности действительно бьет множество родников.
В центре деревни Родники, около магазина, находится памятник землякам, уставленный в память о 55 жителях этой и окрестных деревень, погибших в годы Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Памятник состоит с обелиска и двух плит по сторонам: на первой плите – барельефные изображения, на второй – имена погибших. Кроме того, у памятника высажены колоновидные и шаровидные зеленые туи – они стоят как будто в почётном карауле, охраняя память о погибших.
До 1939 года здесь существовало имение Москалевщина (на его базе в советское время был организован и функционировал колхоз «Родина»). Это имение было известно, как минимум, со второй половине XVI века, когда его владельцем был Николай Добрашевский. В начале XIX века имение перешло в собственность Юзефа Плевако. Кроме Москалевщины, ему принадлежало ряд других имений Ивенецкой волости. Юзеф Плевако был известен тем, что являлся основателем фольварка Петрово (один из пунктов нашего маршрута). С 1834 года хозяином имения Москалевщина стал сын Юзефа – Петр Плевако, поручник Российской армии.
Дочь Петра Плевако – Эльжбета и ее муж Эдвард Коверский, генерал-лейтенант Российской императорской армии, известный геодезист и картограф были главными инициаторами и меценатами строительства костела (Красный костел) в местечке Ивенец. Коверский получил разрешение на его строительство лично от императора Николая II. Интересно, что произошло это ещё до выхода известного царского указа «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, после которого в Беларуси началось массовое строительство костёлов. Освящён костёл был 23 декабря 1907 г. в честь Святого Алексея.Примечательно, что Алексеем звали и наследника российского императорского престола. Поэтому вполне логичным будет предположить, что титул костела – это своеобразное благодарность за разрешение его построить. Под алтарем этого костела был расположен семейный склеп (он сохранился до сих пор), где впоследствии Эльжбета и Эдвард Коверские были похоронены. Также в склепе была погребена и родная сестра Эльжбеты – Алина Тукало, которая после смерти своего отца Петра Плевако на протяжении более чем 30 лет (1872-1906) являлась собственницей имения Москалевщина.
В XIX веке в Москалевщине владельцами имения был создан старосветский парк. Подобного по красоте парка тогда не было за многие километры от этих мест. Парк был высажен по окружности ценными породами лип, в нем были установлены красивейшие беседки. До настоящего времени от парка сохранилось некоторое количество лип, которые сейчас, к сожалению, находятся в очень плохом состоянии.
Остановка: Петрово
Фольварок Петрово (с 1939 года деревня Петрово) основан в первой половине XIX века Юзефом Плевако, владельцем имения Москалевщина. Юзеф назвал этот фольварок в честь своего сына Петра. Именно Петр Плевако после смерти своего отца стал хозяином Петрово. В то время в фольварке Петрово занимались разведением скота, функционировала ферма
За свою небольшую историю в Петрово сменялось около десятка владельцев. Так, во второй половине XIX века этот фольварок оказался в руках крупного помещика, владельца имения Камень (в 10 км от Петрово) Ивана Яштольд-Говорко. Далее Петрово Яштольд-Говорко отдал в качестве вена (приданого) своей дочери Марии, что вышла замуж за Леонида Викторовича Бильдзюкевича.Тот был известный гуляка и пьяница (работал в должности секретаря губернского прокурора) – и быстро проиграл фольварок Петрово в карты.
Последним же владельцем фольварка являлся Леон Войно. До сих пор в Петрово сохранился усадебный деревянный дом, в котором он жил вместе со своей женой Стефанией и четырьмя детьми. По состоянию на 1928 год, Леону Войно принадлежало 303 гектара здешней земли. Осенью 1939 года территория Западная Беларусь, находящаяся с 1921 года в составе Польши, была присоединена к СССР. Поскольку новая советская власть была против любой частной собственности, фольварок Петрово у Леона Войно был отобран. Самого же Леона арестовали и отправили в одну из минских тюрем, где он, к сожалению, погиб.
Сын Леона Войно – Ольгерд во время Второй Мировой войны был одним из организаторов первого в Европе удачного городского восстания, которое состоялось 19 июня 1943 года в местечке Ивенец. Тогда польские партизаны при поддержке местных жителей и советских партизан ликвидировали немецкий гарнизон, находящийся в местечке, и овладели Ивенцом. Было взято в плен около 300 фашистов. Штаб восстания находился в доме Казимира Дзержинского, брата Феликса Дзержинского (теперь здание лесничества). Во время нападения Ольгерд Войно был ранен. В отместку на восстание фашисты начали антипартизанскую карательную операцию «Герман». На Ольгерда была начата охота, и в июле того же года он был убит карателями в деревне Теребейное (теперь Столбцовский район).
Помимо усадебного дома Войно, ныне от довоенного фольварка в Петрово также можно увидеть сохранившийся крепкий амбар на каменном фундаменте и старую “панскую” конюшню, в которой еще совсем недавно находился колхозный коровник.
Остановка: «застенок Мендеровщина»
Место, где в XVIII-XIX вв. существовал застенок Мендеровщина, расположено в поле в 300 метров от перекрестка Раков – Ивенец – Волма. Вот уже столетие здесь никто не живет, осталось только небольшое количество деревьев (а здесь растет береза, осина, ива, лещина), которые, скорее всего, были высажены когда-то жителями этого застенка.
С 1784 года владельцем застенка был Юзеф Гзовский, конюший минский. Он также владел и деревней Гуды, находящейся в 10 км от Мендеровщины. В то время в Мендеровщине жили бояре, которые ежегодно за пользование землей должны были платить чинш владельцу застенка. Так, известно, что в конце XVIII века Юзефу Гзовскому чинш платили трое бояр из Мендеровщины: Николай и Кшиштоф Урбаны и Тадеуш Лешневский. Во второй половине XIX века здесь были два дома, в которых жило 9 человек.
Остановка: Покути (Перелесанка)
Эта часть деревни Покути, находящаяся на трассе Минск – Ивенец – Дзержиново, была присоединена к ней всего лишь несколько лет назад. До этого это была отдельная деревня, которая называлась Перелесанка.
В период Второй Мировой войны, на месте нынешнего современного моста через речку Ивенчик, находился деревянный. 20 июня 1943 года, немцы узнав, что в результате Ивенецкого восстания польские партизаны освободили местечко от гитлеровцев, направили из Минска в Ивенец существенное количество фашистов. Чтобы как-то приостановить приближение фашистов, партизаны заминировали этот мост. Когда колонна гитлеровцев двигалась по мосту, произошла детонация подложенной бомбы. Это позволило на время задержать продвижение фашистов в Ивенец. И пока фашисты ремонтировали этот мост, партизаны, находящиеся в Ивенце, организованно отступили вглубь Налибокской пущи.
Слева от моста еще в советские годы функционировала водяная мельница (остатки фундамента мельницы видны и сегодня), она применялась для помола и просеивания зерна. После того, как в 1958 году в Польшу вместе с семьей выехал последний владелец мельницыФортунат Бочковский (его деревянный дом сохранился до сих пор), она начала постепенно разрушаться от бесхозяйственности. Известный краевед Воложинского края, автор книги «Млын жыцця» (рус. Мельница жизни) Геннадий Ревинский в 1970-х гг. пытался уговорить местное начальство сохранить «млынок», переделать его в своеобразный музей, но, к сожалению, безрезультатно.
Рядом с этой частью деревни Покути, слева от дороги, начинается лес. До 1939 года он принадлежал имению Москалевщина. К лесу из Москалевщины вела прямая дорога (ее распахали в 70-х годах XX века). До сих пор местные жители называют этот лес «Москалевским».
По материалам сайта: Івянец і Івянецкае графства