- Асфальт
- Грейдер
- Лесные дорожки
МАРКИРОВКА
«Воложинские гостинцы» – это инициатива сообщества сельского туризма, которое начало складываться в Воложинском районе начиная с 2008 г. и объединило хозяев агроусадеб, ремесленников, аниматоров, музыкантов, организаторов активного туризма, представителей местной власти и сотрудников природоохранных учреждений. Идея сотрудничества заключалась в том, чтобы предложить туристу как можно более разнообразные услуги и продукты в Воложинском районе: не просто ночлег и питание, но и экскурсии, турпоходы, анимационные программы, местные фестивали, изделия народных мастеров, и многое другое. В ходе совместной работы было создано несколько новых экомузеев в дополнение к уже существовавшим, сложились устойчивые традиции проведения фестивалей – прежде всего, сладкого «Цукеркавага фэсту» в Ивенце и «Вольнага паветра» – летнего праздника белорусской этнической и альтернативной музыки в усадьбе «Шабли».
Богданов
Начальный пункт веломаршрута “Богданов” состоит из посёлка при железнодорожной станции и деревни с созвучным названием Богданово. Деревня известна прежде всего благодаря художнику Фердинанду Рущицу –мастеру символического пейзажа, ученику И.Шишкина и А.Куинджи, который здесь родился, и здесь же находится его могила. Нужно отметить, что деревня Богданово располагается в противоположном от хода маршрута направлении (около 2 км), так что если решите почтить память Рущица, то запаситесь дополнительным временем.
Неподалёку от деревни находилась усадьба, которую построил в XVI в. Богдан Сапега, а в 1839 г. её приобрёл адвокат Фердинанд Рущиц – дед будущего живописца, здесь же в 1870 г. родился будущий художник.
Фердинанд Рущиц
Большой усадебный дом был двухэтажным, каменным, но несколько неуютным, хоть и содержал огромную библиотеку, коллекцию картин и скульптур. Рущицы практически не жили в этой «мурованке», там размещались гости. Семья поселилась в деревянном срубе из лиственницы, возле которого росли кусты сирени и роз. Вокруг дома располагался парк, особенное очарование которому придавал пруд с островом для бобров. К сожалению, усадьба не уцелела до наших дней – она сгорела в 1944 г. во время освобождения Воложинского района от немецко-фашистских захватчиков. До наших дней сохранились лишь фундаменты господского дома, подвалы, ручей и старые деревья.
Неподалёку от усадьбы, рядом с фамильными захоронениями, находился костёл св. Михаила (1844 г. постройки), который стал натурой для картины Ф. Рущица «Около костёла», поэтому его называли ещё костёлом Рущица.
Картина «У костёла», 1899 г.
Он сгорел в Великую Отечественную войну. После освобождения Беларуси в 1944 г. на том же месте был построен новый деревянный костёл, но и его разобрали вместе с колокольней в 80-х гг. ХХ в. В 1999 г. возвели уже третий костёл, на этот раз из кирпича.
Костёл Св. Михаила в наши дни (фото с сайта http://globus.tut.by)
Умер Фердинанд Рущиц в 1936 г., был похоронен на сельском кладбище в Богданово, где и сейчас находится его могила.Картины Фердинанда Рущица сегодня украшают музеи и галереи Вильнюса, Варшавы, Минска и многих других европейских городов.
Картина «Земля», 1898 г.
Картина «Пустота (Старое гнездо)», 1901 г.
Десятники
Менее чем в полукилометре от станции Богданов находится следующий пункт маршрута – Десятники. За деревней сохранилось одно из самых крупных захоронений времен Первой мировой войны. Очень часто это кладбище называют местом погребения солдат немецко-австрийской армии, однако здесь похоронены также и русские солдаты. После боев в поле работали специальные санитарные бригады, которые собирали тела убитых воинов и хоронили их рядом друг с другом, передавая документы и солдатские жетоны вражеской стороне.
Кладбище было обустроено уже после войны в 1922 г. поляками. Дело в том, что территория Западной Беларуси после Советско-Польской войны, согласно Рижскому договору 1921 года, находилась в составе Польши до 1939 года.
У входа на кладбище установлена ротонда (архитектор Боллманн, Бремен, 1916 г.), на куполе которой находится скульптура орла с расправленными крыльями.
Ротонда с орлом.
Кладбище достаточно небольшое по размерам, но ухоженное и аккуратное.
Бетонная ограда повторяет рельеф холма.
Крест и мемориальная табличка с надписью «Здесь покоятся солдаты – жертвы Первой мировой войны» установлена в течение последних десяти лет. Немецкие благотворительные фонды до сих пор выделяют средства на поддержку этих захоронений.
Большинство могил датированы 1916 годом: именно в это время здесь установился фронт.
При написании использованы материалы Максима Тарналицкого, http://meridian28.com
Вишнево
Следующий пункт маршрута, деревня Вишнево является одним из самых интересных мест Воложинского района. Происхождение названия деревни связано с одним из самых старых источников в Беларуси, как считается, с целебной водой. Его возраст насчитывает почти 600 лет. По легенде в XIV в. в поле, возле вишни был явлен образ Девы Марии. Через некоторое время здесь появился источник, а позже рядом образовалась деревня. Спустя почти сто лет, в 1424 г. на этом месте был построен деревянный костёл. С приходом советской власти источник был уничтожен (засыпан), и на протяжении многих десятилетий вода не могла пробиться к поверхности. Позже это место было расчищено, а источник снова освящён: церемонию возглавлял архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Начиная с 1600 г., на протяжении почти трёх столетий Вишнево входило в состав владений крупных магнатов Хрептовичей. Один из них, последний канцлер ВКЛ Иоахим Хрептович в 1778 г. распорядился построить на месте небольшой рудни металлургический завод, включавший в себя печь для выплавки чугуна, а также три печи для переработки чугуна в железо. Во время национально-освободительного восстания Тадеуша Костюшко в 1794 г. именно этот завод изготавливал оружие для повстанцев.
Перед въездом в Вишнево, сразу после переезда через реку Ольшанка, в западном направлении находится парк. Раньше на его окраине располагалась оранжерея, в которой выращивали экзотические и декоративные растения. Кроме этого, на территории парка был разбит большой вольер, в котором содержались охотничьи собаки различных пород. В прежние времена здесь насчитывалось более 70 видов деревьев и кустарников, но сейчас парк одичал.
Парк окружал усадьбу Хрептовичей «Одровонж», которая возникла на месте старого фольварка в конце XIX – начале XX вв. Своё название имение приобрело по имени родового герба владельцев. Усадьба использовалась в качестве охотничьей резиденции, занимая площадь в 50 га, а сам усадебный дом называли «охотничьим дворцом» – это двухэтажное каменное здание со смотровой крышей. Он неплохо сохранился до наших дней.
Усадебный дом Хрептовичей (фото с сайта http://globus.tut.by)
Усадьбу окружал выкопанный вручную канал, что придавало ей некоторую обособленность. К главному усадебному дому вели три дороги, а въезды были перекрыты брамными воротами, рядом с которыми были построены охотничьи сторожки. До наших дней уцелел только один въезд.
В советские времена усадьба Хрептовичей использовалась в качестве детского пионерского лагеря «Теремок», который в 90-ые гг. ХХ в. был закрыт, и с тех пор усадьба пустует. Тем не менее с 2008 г. территория бывшего имения Хрептовичей объявлена памятником природы местного значения.
В самом Вишнево также есть на что посмотреть. Вернёмся к истории костёла Благовещения Пресвятой Девы Марии, на фасаде которого можно увидеть дату 1424 г. Основал храм великий князь Великого княжества Литовского Витовт (по другим сведениям – каштелян виленский Семён Гедыгольдович).
В 1560 г. храм переходит к кальвинистам (протестантам). В эти годы всего в двадцати вёрстах отсюда, в Лоске, поселяется выдающийся просветитель, философ, деятель Реформации Сымон Будный, издавший первую белорусскую книгу «Катехизис» на территории Беларуси в 1562 г. в Несвиже. Имя Будного в ХVІ в. было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы. Он был необычайно образованным человеком: помимо родного белорусского языка владел также классическим латинским, древнегреческим, древнееврейским, церковнославянским, польским, немецким, итальянским, чешским и другими языками. Специалисты, анализируя его наследие, разводят руками и теряются в догадках, сколькими же именно. На протяжении почти тридцатилетней просветительской деятельности Будный написал десятки книг, среди которых особенно широкий резонанс в мире получил его перевод Нового Завета, вышедший в 1574 г. в Лоске. Его социально-политические и правовые идеи оказали влияние на известных юристов, государственных деятелей того времени Остафея Воловича и Льва Сапегу, которые в ту пору определяли доктрину Статута 1588 г. Во многом благодаря Сымону Будному в Статуте нашли отражение идеи презумпции невиновности, церковно-религиозной толерантности и верховенства закона.
Реформация потерпела поражение. Будный был отлучён от церкви, лишён сана и свою жизнь, полную невзгод и материальных трудностей, закончил здесь, в Вишнево. 13 января 1593 года он скончался в чужом доме, в имении шляхтича Леона Маклока и, вероятнее всего, в Вишнево был похоронен. Где находится могила «белорусского Вольтера», к сожалению, неизвестно. Позже, в 1637-1641 гг., в Вишнево на средства графа Юрия Хрептовича на месте кальвинистского сбора, где звучали его проповеди, возводится костёл в стиле раннего барокко.
После сильного пожара 1771 г. костёл восстанавливался также на средства семьи Хрептовичей: кроме замены интерьера (появились нехарактерные для барокко, почти готические узорчатые своды, множество фресковой живописи, алтари XVIII века с деревянными скульптурами) были пристроены две квадратные каплицы возле алтарной части. Но наиболее заметные внешние изменения произошли здесь уже в начале ХХ в., когда был изменён фасад здания – в 1906 г. над входом выросли две привычные для традиционного барокко башни.
Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии (фото с сайта http://globus.tut.by)
Рядом расположены ворота, которые одновременно являются и колокольней. Построены во второй половине XIX века. Над широким арочным проходом расположены три проёма с колоколами, увенчанные тремя небольшими фронтонами.
Брама-колокольня (фото с сайта http://globus.tut.by)
В советские годы, когда белорусский язык был скорее декорацией общественной жизни в БССР, благодаря ксендзу Владиславу Чернявскому, только в этом костёле, и больше нигде в стране, богослужения проводились на белорусском языке.
Миновав костёл Пресвятой Девы Марии, невдалеке можно увидеть церковь Святых Козьмы и Демьяна, которая была построена в 1865 г. в ретроспективно-русском стиле, который получил особенно значительное распространение в Беларуси после подавления национально-освободительного восстания 1863 г. под руководством Кастуся Калиновского. В разгроме этого восстания печально прославился виленский генерал-губернатор Муравьев, неистовый русификатор, получивший в народе прозвище «вешателя». Церкви, которые вслед за этим стали повсеместно строится по типовым проектам, присланным из столицы Российской империи, в народе окрестили «муравьёвками».
Церковь имеет ограждение с двумя арочными воротами. Храм состоит из башни-звонницы, низкой и узкой трапезной, кубоподобного молитвенного зала и прямоугольной апсиды.
Церковь Святых Козьмы и Демьяна (фото с сайта http://globus.tut.by)
Под церковью расположены сводчатые подземелья с открытыми прямоугольными окнами в цоколе. Во времена царской России в храме была организована церковно-приходская школа, которая со временем была переименована в народное училище.
В Вишнево в 1906-1913 гг. жила белорусская поэтесса Констанция Буйло. Уже в десятилетнем возрасте она начала публиковать свои стихи в «Нашай Нiве». Её сборник «Курганная кветка», изданный в 1914 г., редактировал сам Я. Купала.
Покинув Беларусь в Первую мировую войну, она выехала в Москву, где прожила более 70 лет, переписывалась с Владиславой Станкевич – женой Янки Купалы, которая родилась в Вишнево в 1891 г.
Здесь же жил и поэт, переводчик Петро Битель. Его перевод поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш» на белорусский язык, сделанный во время заключения в ГУЛАГе на мешках из-под цемента, признан самым близким к оригиналу. Похоронен Битель в Вишнево рядом с Констанцией Буйло.
Родом отсюда и девятый президент Израиля, государственный деятель, чья политическая карьера длилась более 70 лет, лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес. В 1934 г. Шимон эмигрировал в Палестину. Родственники Переса, которые остались в Вишнево, в 1941 г. погибли во время Холокоста: всех евреев деревни нацисты загнали в синагогу и сожгли. В 1998 г., в своё 75-летие, Перес побывал на родине.
Саковщинское водохранилище
Саковщинское водохранилище было образовано в бассейне реки Западная Березина (приток Нёмана). Водохранилище мелководное (наибольшая глубина 3 м) с заметным течением. В его водах водятся линь, карась, щука, карп, а по берегам гнездятся многие виды птиц. Среди них – лебедь-кликун и сизая чайка, которые редко встречаются на территории Беларуси и находятся под охраной.
Лебедь-кликун.
Сизая чайка.
На данный момент на водохранилище работает гидроэлектростанция мощностью 225 кВт, возведенная в начале 50-х гг. ХХ в. Она долгое время была заброшена, но в 2008 году восстановлена и реконструирована.
ГЭС на Саковщинском водохранилище (фото с сайта http://forum.globus.tut.by)
За деревней Cаковщина на кладбище находится православный деревянный храм Святого Пророка Ильи. (1880 г.).
Церковь Святого Пророка Ильи (фото с сайта http://molod-eparchy.by)
Налибокская пуща
Значительная часть веломаршрута проходит по северной оконечности Налибокской пущи. Название пущи произошло от расположенной в ней деревни Налибоки. Сохранение такого огромного леса рядом с густонаселёнными районами объясняется чрезвычайно неурожайными почвами, столетиями делавшими земледелие экономически невыгодным. Попытки раскорчевать лес под пашню совершенно не окупались.
Налибоки по площади равны Люксембургу, это самый большой лесной массив в Беларуси. С древних времён Налибокская пуща защищала нашу страну от захватчиков и от Золотой Орды в XIII в., и от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественно войны.
Флора и фауна пущи очень разнообразна и богаче любого из заповедников Беларуси. Здесь встречаются 29 видов птиц, занесённых в Красную книгу, среди них одна из крупнейших популяций зимородка и малого подорлика. Зубры в Налибокской пуще, кстати, встречаются не реже, чем в Беловежской, а в реках водится ручьевая форель.
Зимородок выжидает дабычу.
Малый подорлик (фото с сайта www.hawar-islands.com).
Именно зимородок изображён на логотипе Налибокской пущи. Он гнездится вдоль реки Ислочь и других пущанских рек, за рыбой охотится с воздуха. Часто караулит добычу, сидя на ветке над водой, а во время атаки способен взлетать из-под воды.
За последние пять лет в пущу вернулись медведи – после почти столетнего отсутствия. Сейчас в Налибоках живёт около семи мишек.
Медведь на дороге вблизи озера Кромань (фото с сайта http://bahna.land)
В годы Второй Мировой войны Налибокская пуща усилиями советских, польских и еврейских партизан была неприступной лесной крепостью.
Пойменные болота Налибокской пущи (фото с сайта http://www.openbelarus.ru)
Летом 1943 года оккупанты, стянув к Налибокской пуще около двух дивизий, пытались прочесать лес, но до его середины так и не добрались: кроме вооружённого сопротивления партизан непреодолимой преградой стали пойменные болота. До сих пор около озера Кромань на налибокских болотах можно встретить настилы и остатки шалашей.
Озеро Кромань (фото с сайта http://www.openbelarus.ru)
Наиболее известными партизанскими отрядами, воевавшими в этих лесах, были отряд Зорина и отряд Бельского. Всего в Налибоках во время войны скрывались около 5000 человек, в том числе множество бежавших из Минского гетто.
Территория пущи частично подверглась радиоактивному заражению после аварии на Чернобыльской АЭС. Собранные на территории пущи ягоды и грибы должны проходить дозиметрический контроль.
Ежегодно с 2009 года в Налибокской пуще проходит веломарафон «Налибоки».
Белокорец
Часть маршрута, проходящего через Налибокскую пущу, на некоторое время выходит из лесного массива, и тут, на живописных берегах реки Ислочь расположена деревня Белокорец. Это место особенно красиво своей природой, хоть здесь и нет значительных архитектурных и исторических достопримечательностей.
Сухой дуб возле д. Белокорец (фото Michael Nehrig, http://www.panoramio.com)
От старого кладбища солдат, погибших на Первой Мировой войне, не осталось даже видимых следов. Из памятников можно выделить обелиск, установленный в память о местных жителях и партизанах, погибших во время Второй Мировой войны.
Памятник погибшим во Второй мировой войне жителям д. Белокорец и партизанам.
Из достопримечательностей флоры следует отметить, что здесь есть посадки сосны Банкса, которая произрастает в США и для наших краёв не характерна.
Сосна Банкса в дикой природе (фото с сайта http://www.udec.ru)
Кроме этого, окрестности Белокорца были кинематографическими декорациями: рядом, на переправе через Ислочь, снимался один из эпизодов фильма «Я, Франциск Скорина» (1969 г.), о чем сообщается на установленном в деревне информационном щите маршрута.
Фото рабочего момента съёмок фильма «Я, Франциск Скорина»
Вялое
Следующим пунктом путешествия является урочище Вялое. Тут располагаются два интересных объекта – руины усадьбы графа Тышкевича и заброшенный санаторий «Лесное».
Первое строение усадьбы в урочище Вялое построил Бенедикт Тышкевич в 1840 году, роду которого с 1803 г. принадлежало 40 000 га земли на воложинщине (для сравнения, площадь Минска равна примерно 31 000 га). Дом был деревянный одноэтажный и служил, в том числе, и фотолабораторий для графа.
Граф Бенедикт Тышкевич был одним из пионеров фотографии в Беларуси и добился на этом поприще хороших результатов. Он фотографировал крестьян, сельскую местность и быт, свою семью.
Граф Бенедикт Тышкевич, автопортрет, путешествие по Северной Америке (фото с сайта http://www.turlan.by)
Во Франции были обнаружены 86 его авторских снимков XIX в., которые приобрёл музей Нисефора Ньепса, расположенный в Шалоне. Выставка фото графа Тышкевича демонстрировалась в Беларуси в 2009 г. в Минске, Гомеле, Полоцке.
Граф Александр Тышкевич, родственник Бенедикта Тышкевича, во время светской беседы в одном из польских салонов в 1898 г. (фото с сайта http://www.turlan.by)
Строительство фотолаборатории в урочище Вялое (фото с сайта http://www.turlan.by)
Граф Бенедикт Тышкевич был личностью очень примечательной, если не сказать легендарной. С экспедицией он посетил Индию, Китай, Японию, США, построил во Франции яхту, на которой осуществил кругосветное путешествие. Свои лучшие фотографии он экспонировал на выставке в Филадельфии (1876 г). В самом начале ХХ в. он ездил по Ковно (сейчас Каунас, Литва) в единственном на весь город автомобиле, был первым теннисистом в Литве и Беларуси, первый на наших землях теннисный корт принадлежал именно его семье. Почти весь север Налибокской пущи был владением Тышкевичей, с роскошным дворцом в Воложине, с фольварком в Першаях. Это род, прославленный в истории Беларуси и Литвы не только богатством: Тышкевичи были основателями научной археологии, меценатами, спортсменами, кулинарами.
С 1883 г. Бенедикт Тышкевич постоянно проживал во Франции, в своей усадьбе в Нёи, где полностью посвятил себя искусству фотографии. Умер он в 1935 г. в Мантоне (юг Франции). Похоронен в Ницце в семейном склепе, рядом со своей матерью.
После пожара, уничтожившего деревянный дом в Вялом, сын Бенедикта Тышкевича построил новый из камня, руины которого сейчас мы можем увидеть.
Руины усадьбы Тышкевичей (фото с сайта http://posmotrim.by)
В 1898 г. внук Бенедикта Тышкевича: Бенедикт Ян Тышкевич стал хозяином усадьбы. Он построил огромный зверинец площадью около 400 гектар, в котором разводил лосей и пятнистых оленей, а позже стал разводить и медведей. Судьба зверинца трагична: в Первую Мировую войну браконьеры совместно с русской армией нанесли ему значительный урон, а в 1915 г. сам Тышкевич навсегда покинул имение. После войны их земли оказались на Польской территории, и польские власти решили восстанавливать зверинец: к популяции добавились бобры и фазаны. К сожалению, Вторая Мировая война окончательно его разрушила. В довершении всего саму усадьбу взорвали партизаны, решив так уничтожить находящихся в доме немцев.
Остатки дома разобрали местные жители, а природа медленно, но верно, продолжает разрушать оставшиеся руины усадьбы.
Рядом с руинами поместья Тышкевичей находится бывший санаторий «Лесное», заброшенный в конце 80-х гг. ХХ в. из-за повышенного уровня радиации после Чернобыльской катастрофы – на этих территориях находится «Ивенецкое пятно». Есть сведения, что в настоящее время санаторий выкупил бизнесмен из России.
Руины санатория «Лесное» (фото А. Дыбовского, http://globus.tut.by)
Боровиковщина
В двух километрах от урочища Вялое, на берегах Ислочи, с которой мы не раз встретимся за это путешествие, расположена деревня Боровиковщина.
Главной достопримечательностью в Боровиковщине является санктуарий (духовно-культурное сооружение, построенное на месте какого-либо религиозного события), возведённый в честь католических служителей деревни Першаи – Германа Стенпеня и Ахиллеса Пухало.
Санктуарий в Боровиковщине (фото с сайта http://by.holiday.by)
Во время Великой Отечественной войны и фашистской оккупации Налибокского края, в Ивенце в июне 1943г. вспыхнуло антинацистское восстание. Реакция фашистов на это была предсказуема: они начали проводить карательные операции в соседних деревнях, в том числе и в д. Першаи. Перед приходом карателей в деревню местный комиссар полиции, который был католиком, предупредил священнослужителей, предложив им спрятаться или сбежать, но те отказались. Они были арестованы, перевезены в соседнюю деревню Боровиковщина, где подверглись пыткам и были убиты, а их тела сожжены. Останки ксёндзов позже были захоронены около костела Святого Юрия в деревне Першаи. В 1999 г. папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал (т.е. причислил к лику к блаженных) убитых священников. В 2000 г. мощи блаженных отцов Германа и Ахиллеса были эксгумированы, и сейчас они находятся в боковом алтаре костёла Святого Юрия в деревне Першаи. В самой Боровиковщине на месте убийства ксендзов был построен санктуарий. Подобные объекты редко встречаются в Беларуси.
Возле Боровиковщины находится ещё один уникальный объект – дуб на берегу Ислочи, который является самым старым из сохранившихся на территории Налибокской пущи. Его возраст насчитывает более 400 лет.
400-летний дуб возле Боровиковщины (фото с сайта http://by.holiday.by).
За столетия своей жизни дуб видел многое: от Речи Посполитой до суверенной Беларуси, от Северной войны до Второй Мировой войны, от отмены крепостного права до сталинских репрессий… Впечатляют и его размеры: чтобы обхватить дуб, нужно не менее шести человек!
Особенную красоту этим местам придаёт сама река Ислочь, протекающая по Минской возвышенности и Налибокской пуще, затем впадая в Западную Березину. Ислочь не широкая, извилистая, с обрывистыми берегами, является одной из немногих рек Беларуси, где водится ручьевая форель.
Лютинка
В следующем пункте маршрута, в деревне Лютинка находился фольварок Винцента Дунина-Марцинкевича, классика белорусской литературы. Писатель прожил здесь более 40 лет, создав в этом месте большинство своих произведений – «Гапон», «Купала», «Пинская шляхта», два из них – «Лютинка, или шведы в Литве» и «Из-под Ислочи, или Лекарство на сон» – непосредственно повествуют о здешних местах.
В Лютинке Дунин-Марцинкевич создал домашний театр, исполнителями главных ролей в котором были его дети, друзья, иногда и ученики частной школы, организованной его дочерью Камиллой, которую также содержали Дунины-Марцинкевичи. Среди многих, учеником в этой школе был будущий известный писатель и публицист Ядвигин Ш.
Частыми гостями Лютинки были композиторы Станислав Монюшко и Михаил Ельский, поэт Владислав Сырокомля, писатель, историк Александр Ельский. Кто-то приезжал по приглашению на спектакль, кто-то на премьеру оперы, автором текстов которой был сам Дунин-Марцинкевич, а кто-то для того, чтоб побеседовать с этим выдающимся человеком.
Сегодня от былой Лютинки осталось немного: фундамент дома, в котором жил писатель, и ступеньки, которые ранее вели вниз от крыльца усадьбы. Вскоре после смерти Винцента Дунина-Марцинкевича в 1884 году, дом сгорел. В советское время не восстанавливался как идеологически чуждое советской культуре «панское гнездо».
Место дома, в котором жил В. Дунин-Марцинкевич (фото с сайта http://globus.tut.by)