Воложин часто называют столицей Налибокской пущи. Близость пущи оказывает влияние на формирование местного климата. С ней связано и происхождение названия города Воложина, от слова «волога», т.е переувлажненное место.
Воложин является одним из старейших центров края. Впервые он упоминается в немецких хрониках конца XIV в., когда через эти земли проходили крестоносцы. Долгое время город являлся великокняжеским поместьем. Его покупали, дарили, передавали по наследству.
Последними владельцами Воложина и прилегающей к нему части Налибокской пущи в XIX–XX вв. были представители графского рода Тышкевичей. По распоряжению графа И. Тышкевича в начале XIX в. в центре Воложина были построены костел Святого Иосифа в ансамбле с воротами-звонницей, дворец, рядом с которым были заложены парк, оранжерея и фруктовый сад.
Город стал прифронтовой территорией в годы Первой мировой войны и перенес трехлетнюю фашистскую оккупацию во время Второй мировой войны. О событиях последней войны напоминают многочисленные городские памятники: братские могилы советских воинов и партизан, могилы жертв фашизма, памятник Освобождения.
В настоящее время Воложин является районным центром, в нем проживает около 11 тыс. жителей.
Еврейская духовная академия (иешива)
Здание бывшей иешивы расположено в центре Воложина, неподалеку от площади Свободы. С 1998 г. оно находится под охраной государства как часть культурного наследия страны. На здании укреплена мемориальная доска, где на трех языках (русском, английском и иврите) сообщается о существовании здесь иешивы с начала XIX в.
Воложин хорошо известен в еврейском религиозном мире. В XIX в. в городе была открыта первая на территории Восточной Европы еврейская духовная академия – иешива, которая готовила раввинов и была известна как один из мировых центров изучения Талмуда. Выпускники академии, из которых 37 в разное время и в разных странах занимали посты главных раввинов, весьма почитаемы в еврейском религиозном мире. Иешива просуществовала более 100 лет и была весьма почитаема благодаря высокому уровню преподавания, известным учителям. Воложинская иешива вошла в историю под названием «ИмаЕшива», т.е. «мать иешив». Авторитет академии был настолько высок, что сюда приезжали учиться выходцы из разных стран и континентов: Англии, Египта, Сирии, России, Японии, Америки, Австралии. Одновременно в иешиве занималось около 300 человек.
В царское время учебное заведение несколько раз закрывали, потом снова открывали. Окончательно иешива была закрыта в 1926 г., 64 ученика остались жить в Воложине, охраняя святыню. Их постигла трагическая участь: в период нацистской оккупации они были расстреляны карателями во время уничтожения Воложинского гетто.
Среди известных уроженцев Воложина – М. Бар Илан, инициатор издания Талмудической энциклопедии. Его имя носит один из самых известных университетов Израиля. Неподалеку от Воложина в деревне Вишнево родился Ш. Перес, президент Израиля, лауреат Нобелевской премии мира.
Костел Святого Иосифа
Воложин выделяется уникальным собранием памятников архитектуры классического стиля. Костел Святого Иосифа, ворота-звонница, дворцово-парковый ансамбль бывшей усадьбы графа Тышкевича – все эти сооружения, расположенные в центре города, были возведены в начале XIX в. в традициях классической архитектуры. Каменное здание костела, расположенное на площади Свободы в центре Воложина, внешне напоминает античный храм Древней Греции. И сегодня оно возвышается над городом, впечатляя своим величием, хотя время не пощадило святыню, и на ее долю выпали немалые испытания. Главный архитектурный акцент обращен на центральный вход, выделенный дорическим портиком с четырьмя колоннами. Рядом с костелом расположены гармоничные по стилю ворота–звонница. Их массивное трехпролетное сооружение увенчано фронтоном, в арках помещены три бронзовых колокола. Интерьер храма просторен и наполнен светом. Главный алтарь освящен во имя Святого Иосифа, имеются еще четыре алтаря поменьше, сохранился орган. Храм действующий, в нем совершаются службы.
Костел Святого Иосифа был возведен в 1816 г. на месте прежнего деревянного костела, построенного в XVII в. при монастыре бернардинцев и пострадавшего во время пожара. Новое каменное здание отличалось строгими классическими формами и богатым убранством. В его нишах некогда были установлены величественные скульптуры евангелистов. Под хорами раcполагалась семейная усыпальница Тышкевичей, где был похоронен и основатель храма, И. Тышкевич. В 1864 г. костел был закрыт российскими царскими властями и переосвящен в православную церковь. После Второй мировой войны церковь закрыли по приказу советских властей. В здании находилось производственное помещение, размещались склады. Лишь недавно, в конце XX в., храм был возвращен верующим католикам.
В 2007 г. рядом с костелом установлен памятник бывшему понтифику Папе Иоанну Павлу II.
Дворец Тышкевичей
Ансамбль графской резиденции Тышкевичей в Воложине был возведен по проекту архитектора А. Косаковского в 1806 г. Дворцовый комплекс, расположенный на возвышенном берегу реки Воложинки в историческом центре города, имеет характерные черты классического стиля. Центральный парадный портик с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном оформляет главный вход. Основное здание имеет симметричную композицию, высокие прямоугольные окна. С двух сторон к нему примыкают боковые флигели, также украшенные портиками. В настоящее время дворцовый комплекс используется как административное здание.
Внутреннее пространство дворцового ансамбля некогда занимал парадный двор, который украшали цветочные композиции, розарий, эффектные одиночные деревья. Он заканчивался с левой стороны огромной оранжереей, где росли тропические пальмы, апельсиновые деревья, экзотические цветы. В Воложине выращивались ананасы, апельсины и другие плоды, экзотические для Беларуси. Их подавали к графскому столу, а также экспортировали за рубеж. За оранжереей располагался фруктовый сад, был разбит небольшой парк в ландшафтном стиле. Неподалеку в лесу был устроен зверинец с охотничьим двором.
В настоящее время сохранились фрагменты парка, одиночные деревья.
Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены
Церковь находится на улице Советской, неподалеку от главной городской площади. Церковь – самое крупное деревянное храмовое сооружение Беларуси – построена во второй половине XIX в. Деревянное здание храма возвели в 1866 г. Его строительство длилось более 10 лет. В начале XX в. в Воложине было несколько православных церквей. После Второй мировой войны Свято-Константино-Еленинская церковь оказалась единственным местом, где проводились и продолжают проводиться православные богослужения. Внутренние стены храма частично расписаны. Алтарную часть украшает 2-ярусный иконостас. На колокольне, расположенной в передней части здания, установлено пять колоколов. За церковью построена воскресная православная школа. Вскоре после открытия храма некоторое время в нем служил отец И.Берман, уроженец Вильно, который прославился не только как добрый священник, но и как ученый-этнограф. Собранные им материалы о народных приметах, наблюдениях, поверьях и обычаях местных жителей, о колдунах и знахарях, легли в основу научных трудов. Они были опубликованы во второй половине XIX в. в различных изданиях Вильно и России и привлекли внимание широкой аудитории. Работа И. Бермана «Календарь и народные предания в Воложинском приходе», напечатанная в «Записках Русского императорского географического общества» в 1873г., была отмечена бронзовой медалью этого общества.
Напротив церкви сохранился дом, в котором проживал собиратель фольклора, народный поэт и публицист В. П. Сивы-Сивицкий (1865–1939), известный под псевдонимом Стары Влас. Наблюдения о крестьянской жизни легли в основу его самого значительного произведения – поэмы «Год белоруса».