Поселение имеет богатую и древнюю историю. Археологические находки и памятники (курганы, городище) свидетельствуют о том, что люди селились в здешних местах, начиная с каменного века. На городище сохранились элементы древнего языческого алтаря. Местные жители считают это место магическим.
Поселение известно с XIV в. как собственность правителей Великого Княжества Литовского. Впервые в летописях Раков упоминается в 1465г., когда великий князь литовский и польский Казимир подарил поселение канцлеру Великого княжества Литовского Михаилу Кежгайлу. В разное время Раков принадлежал знатным дворянским родам – Кежгайлам, Завишам, Сангушкам, Соллогубам, Огинским.
На протяжение своей многовековой истории Раков не раз переживал периоды расцвета.
В XVI в. он получил статус местечка. Раков славился богатыми ярмарками, выделялся как крупный ремесленный центр. Особой популярностью пользовалась раковская керамика. Расцвету этого ремесла тут способствовали высококачественные глины, залегавшие неподалеку. В Ракове действовало более десятка гончарных мастерских, производились керамические изделия для бытовых нужд, посуда, изразцы, игрушки, предметы для украшения интерьеров. Раковская керамика отличалась богатой декоративной обработкой. В оформлении печных изразцов национальные мотивы сочетались с европейскими чертами барокко, классицизма, рококо. Раковская керамика пользовалась большой популярностью во всем регионе, она также продавалась в Вильно, во Франции. Зенит славы раковской керамики приходится на рубеж ХІХ и ХХ веков.
Традиции гончарного ремесла на сегодня, к сожалению, утрачены. А вот местный рынок продолжает пользоваться популярность. По выходным жители со всей округи и многие минчане приезжают сюда за знаменитыми раковскими мясными изделиями.
В начале XX в. Раков был известен как культурный, духовный, экономический центр. В это время он принадлежал Мариану Здзеховскому, профессору Краковского и Виленского университетов, который занимался исследованиями славянской литературы, проблемами теологии. На имя Мариана Здзеховского на раковскую почту приходили письма от Льва Толстого, Папы Римского. Литераторы и музыканты, приезжавшие в гости к Здзеховскому, называли Раков «Северными Афинами». В начале XX в. в Ракове действовали католический костел и православная церковь, католическая и православная начальные школы, почтовая станция, телеграф (один из первых на Беларуси), аптека. В местечке работали водяные мельницы, лесопильня и пивоварня, а также мануфактура по производству сельскохозяйственной техники, продукция которой (веялки, молотилки и пр.) пользовалась большим спросом в различных российских губерниях.
В период между Первой и Второй мировыми войнами Раков оказался на территории Польши. Он имел статус города и пользовался славой «контрабандной столицы». В 1,5 км от Ракова с 1921 по 1939 г. проходила граница между Польшей и Советским Союзом, здесь же пролегал один из путей нелегального вывоза ценностей из России в Европу. В городе действовали многочисленные магазины, ломбарды, рестораны. Раков получил европейскую известность после выхода в Польше в 1937 г. романа С. Песецкого, где автор, бывший шпион и контрабандист, описал свои приключения под Раковом. Роман был переведен на 7 европейских языков, экранизирован в Италии.
В декабре 1939 г. Раков вошел в состав Советской Белоруссии. Через полтора года он был оккупирован нацистами. В период Второй мировой войны центральная часть города была полностью разрушена. Население Ракова сильно пострадало от репрессий. Погибло более 2000 мирных жителей, среди них практически все еврейское население. Около 1000 человек оказались узниками местного гетто. Их постигла трагическая участь: мужчины были расстреляны, женщины и дети были заперты в синагоге и сожжены заживо. Памятник на месте бывшей синагоги был установлен вскоре после войны. Недавно была установлена мемориальная плита на месте расстрела еврейских жителей Ракова.
Бывший крупный город, столица графства, экономический, культурный и религиозный центр, Раков сегодня имеет статус агрогородка, в нем проживает около 2.000 человек. Здесь сохранились исторические и архитектурные памятники различных эпох: языческий жертвенный алтарь, старинные культовые храмы, православный и католический, родовые усыпальницы знаменитых шляхетских родов и фамилий. Раз в два года в Ракове проходит международная краеведческая конференция «Раковские чтения». В местечке действует три музея, школьный краеведческий и два частных: музей полиэтничной культуры и «Арт-галерея».
Святая криничка и Крестовоздвиженская часовня
При подъезде к Ракову со стороны Минска справа от дороги видна небольшая Крестовоздвиженская часовня, сооруженная в конце XX в. у Святого источника. Раков известен на Беларуси как одно из мест, отмеченных посещением Девы Марии. На месте чудесного явления сохранился Святой источник с целебной водой. Согласно легенде, путь к роднику указала слепому старцу дева Мария, явившаяся ему во сне. Умывшись из источника, старец прозрел. На дереве у кринички он увидел икону с изображением Божией Матери. Рядом с источником была выстроена часовня, Жители Ракова ходили к ней торжественным крестным ходом. В советское время часовня была разрушена, но источник уцелел. Он является объектом паломничества и православных, и католиков.
Часовня Святой Анны (1830г) и старинное католическое кладбище на окраине Ракова, где находятся могилы местных дворянских родов и фамилий, в том числе Друцких-Любецких (состояли в родстве с царской семьей), а также похоронены родные З. Бжезинского, известного американского политика.
Еврейское кладбище на окраине Ракова — одно из старейших в Беларуси. Оно было основано в XVII в. До нашего времени сохранилось около 700 надгробий. Кладбище недавно было приведено в порядок силами меценатов.10 июля 2005 года на еврейском кладбище Ракова был открыт памятник жертвам Холокоста. На камне на белорусском, иврите и английском языках выбит текст: «Жертвам нацизма. Здесь осенью 1941 зверски замучены 112 евреев деревни Раков».
В центре поселка, на месте бывшей синагоги, сожженной в 1942 году вместе с евреями, в 1955 году был установлен символический памятный знак в виде дерева с обрубленными стволом и сучьями.
Спасо-Преображенская церковь
Церковь представляет собой прямоугольный храм с вытянутой полукруглой апсидой, к которой с южной стороны примыкает Никольская часовня с трехгранной алтарной частью, а с северной стороны ризница. Часовня и ризница визуально придают храму вид, близкий к крестообразному плану.
На главном фасаде первоначально были две башни, сохранились их первые ярусы. Позднее, после пожара 1812 года, фасад получил классическую декорацию. Башни разобрали, достроили купол с главкой на граненом барабане.
Это вмешательство изменило пропорции главного фасада, отчего он, несомненно, зрительно проигрывает и кажется несколько распластанным и тяжеловесным на фоне мощного, хорошо уравновешенного каменного массива постройки, расчлененной по всему периметру пилястрами и прорезанной лучковыми окнами. В своем объемно-пространственном решении храм очень характерен для культовой барочной архитектуры Беларуси ХVІІ – ХVІІІ столетий, в чем вы еще сможете сегодня убедиться, знакомясь с памятниками этого архитектурного направления, расположенными на нашем маршруте.
Надо отметить, что строительство храма было закончено аккурат ко второму разделу Речи Посполитой, когда эти земли были присоединены к Российской империи. В ту пору около 80% населения Беларуси было униатским, 15% исповедали католицизм, 5% – православие. После упразднения униатства на Полоцком соборе 1839 года уже в течение немногим более чем полувека царские власти насильственно обратили униатов в православие, как до них польские власти обращали православных в униатство. Ситуация зеркально повторилась. И уже к концу ХІХ века те же 80% белорусов считали себя православными и лишь 19% католиками.
Целенаправленная и жесткая политика русификации Беларуси и возвращения ее в лоно православия стала выдыхаться к концу ХІХ века, и тогда власти вынуждены были в 1896, 1901 и 1905 годах специальными указами провозгласить веротерпимость под лозунгом свободы совести. С этого времени в Северо-Западном крае, как именовали в ту эти земли, началось в значительных масштабах сооружение католических костелов. В 1906 году возводится костел и здесь, в Ракове. К нему мы сейчас направимся.
Костел Наисвятейшей Девы Марии Ружанцовой и Св. Доминика
Костел, посвященный Наисвятейшей Деве Марии Ружанцовой и Св. Доминику и, как уже было сказано, построенный в 1906 году, определяет силуэтную панораму древнего местечка. В его композиционном и пластическом решении зодчие использовали формы средневековой готики.
Однако выполненный из лицевого кирпича, с тщательной проработкой швов кладки (в чем, безусловно, проявляется веяние господствовавшего тогда стиля модерн) костел сразу же дает понять зрителю, что готика тут как бы не настоящая, что это всего лишь искусная декорация архитектуры давно ушедшей эпохи, сентиментальное и одновременно ностальгическое воспоминание о прошлом, когда подлинная европейская готика была мощнейшим воплощением католической сакральности. Не случайно о готике той поры, «пламенеющей» готике ХV века, говорили как об архитектуре, «перешедшей по ту сторону своего материального существования и подавляющей своей невесомостью».
Арсенал той, средневековой готики широко представлен и в раковском костеле. В плане это трехнефная двухбашенная базилика с трансептом и полукруглой апсидой. Главный фасад венчают щит с зубчатым обрамлением и две башни, которые фиксируют боковые нефы и завершаются высокими шпилями.
Портал входа решен в виде стрельчатой арки с непременным для готики окном-розой (символом Девы Марии) над ней. Ступенчатые контрфорсы, высокие стрельчатые окна и ниши, зубчатый фриз, остроконечные завершения крыльев трансепта, стрельчатые своды в интерьере все это скомпоновано и собрано в постройке начала ХХ века, которая предстает перед нами как романтическая реминисценция готики, некогда отождествлявшей эпоху подъема и триумфа католической церкви. И в данном случае это материализованное архитектором с помощью кирпича воспоминание словно призывало к восстановлению религиозно-идейных позиций, утраченных католицизмом на этих землях в ХІХ веке, и служило действенным средством для привлечения прихожан в лоно католической церкви.
Словом, в неоготической архитектуре католицизм нашел впечатляющую художественную выразительность, которая содействовала пробуждению религиозного порыва и эмоционально укрепляла ту веру, что была поколеблена активной русификаторской политикой имперских властей.
Следует подчеркнуть, что если православное культовое строительство в ту пору щедро финансировалось и таким образом стимулировалось государственной казной, то католики строили храмы исключительно на добровольные пожертвования и щедроты местных помещиков-меценатов. Так было и здесь.
Костел был построен при содействии тогдашних владельцев местечка помещиков Здзеховских. Их усадьба стояла на виду у костела, на берегу Ислочи, рядом с древним городищем (сейчас на ее месте Дом культуры). Однако подробнее мы поговорим о Здзеховских позже, покидая Раков и направляясь в сторону Воложина.
Памятный знак – большой крест – установлен перед храмом в честь проведения Святых миссий. Святые Миссии — это время общей молитвы, укрепления веры и переосмысления своей жизни. Первые Миссии проводились в Ракове в 1936 году, и тогда также установили крест Миссий, который был уничтожен в годы советского атеистического режима. Только теперь, спустя 70 лет, благодаря любви и милосердию Господа Бога в приходе Матери Божьей
Святого Розария снова прошли святые Миссии, и перед святыней вновь возвышается величественный крест.
Памятный знак – дерево с обрубленными стволом и сучьями на невысоком постаменте – установлен на могиле жертв военного конфликта 1919г (между войсками Красной Армии и Польской армии).
Галерея Янушкевича и раковская керамика
Проезжая по улицам Ракова, уместно будет вспомнить, что в прошлом веке здесь действовала крупная мануфактура по производству сельскохозяйственных машин, изделия которой пользовались широким спросом в Псковской, Петербургской и иных губерниях России. Успешно занимались местные жители свиноводством, пошивом одежды. Но настоящую славу Ракову принесли его кустари-гончары.
Свое начало раковская керамика берет в ХVІ – ХVІІ столетиях. Расцвету этого ремесла тут способствовали высококачественные глины, залегавшие неподалеку от Ракова — в деревнях Кучкуны и Бузуны. При обжиге они приобретали красный цвет.
К концу прошлого века здесь сложился свой стиль в керамическом производстве. Это касается как форм изделий, так и их художественного украшения. Раковская керамика отличалась богатой декоративной обработкой. С одной стороны, это касалось обработки внешней поверхности предметов (рифление, лепнина, наложение штампов); с другой включало в себя цветовую роспись. Стенки посуды покрывали растительным орнаментом двух, а чаще трех цветов: белого, зеленого и желто-коричневого. Раскраску делали горизонтальными и волнистыми полосками, кружками и т.д.
Ассортимент изделий включал в себя самую разнообразную посуду (кухонную, столовую, предназначенную для транспортировки продуктов), предметы для украшения интерьеров, вроде горшков и ваз для цветов, а также игрушки. Игрушки были сопутствующей продукцией. Их изготовляли как бы между делом, но без них не обходился ни один базар. Это и коники, и баранчики, и собачки, и куклы, которые использовались в доме как статуэтки.
На этих цветных иллюстрациях (показ иллюстрации) вы видите несколько примеров игрушек и пепельниц-львов, столь популярных в прошлом у покупателей. А приобретала раковскую керамику почти вся северо-западная Беларусь. Керамические изделия продавали в деревнях, на местечковых кирмашах, в городах Минске, Браславе, Лиде и даже в Вильне… Иной раз после хорошей торговли раковцы возвращались домой с «торбай срэбра», доказывая несомненную правоту местной пословицы: «На глiне грош не гiне».
Издавна производились в Ракове и изразцы для печей. В их оформлении нашли отражение западноевропейские, восточные и национальные мотивы с чертами ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. Промысел приобрел изолированный, семейно-профессиональный характер. Зенит славы раковской керамики приходится на рубеж ХІХ и ХХ веков.
К началу 60-х годов ХХ века мануфактурное и полукустарное гончарное производство в Ракове угасло, уступив место массовым фабричным изделиям. Но и сегодня в домах местных жителей можно встретить чудесные керамические предметы быта: горшки, гляки, жбаны, кубки, тарелки, сахарницы, рукомойники и даже глиняные самовары, созданные руками народных умельцев. Наиболее полно раковская керамика представлена в частном музее-галерее Янушкевичей.
Река Ислочь – приток Западной Березины, небольшая (длина ее составляет около 100 км), неглубокая, до 1.5 м, отличается быстрым течением, извилистым руслом и холодной водой ввиду большого количества ключей. Берега ее представляют песчаные крутые склоны, поросшие лесом, либо живописные заливные луга. Ислочская вода отличается чистотой, в ней водится форель (местное название – стронга), окунь, голец. Река протекает по землям Минской возвышенности и по территории Налибокской пущи.
Место бывшей усадьбы Здзеховских
Как уже было сказано, Здзеховские поселились в Ракове в1804 году. Усадьбу заложил Вавжинец Здзеховский в первом десятилетии ХIХ века. От него Раков перешел к его сыну— гвардии майорy Фортунату Здеховскому (1795—1861), а от последнего к его сыну Эдмунду (1836—1900), который был активным участником восстания 1863года. Избегнув Сибири, он отбывал наказание в Минске. Эдмунд оставил после себя четырех сыновей: Марианна (1861—1938), известного слависта и философа (о нем речь впереди), Юзефа, Фортуната и самого младшего Казимира. Раков получил Казимир Здзеховский (1875 — 1942) и владел им до 1939 года. В 1942 году ему суждено было умереть в Освенциме.
Несколько поколений рода Здзеховских жили в деревянном, из можжевельника доме, сооруженном Вавжинцем. Это было одноэтажное, покрытое ломаной четырехскатной крышей из гонта здание. Главный вход представлял собой широкое крыльцо или, точнее, веранду с односкатной крышей. К началу ХХ века дом стал тесен, и с левой стороны к нему пристроили большое крыло. Поставленное на невысоком основании, обшитое досками, с большими окнами и дверями в профилированных рамах, в окружении старых деревьев— так выглядело это родовое гнездо Здзеховских. Внутри дом делился на две половины, которые имели нерегулярную планировку. В середине был обширный зал. По правой стороне от него размещался большой салон, по левой — малый. Остальные помещения служили жилыми и гостиными комнатами. Стены были оштукатурены. Перед 1914 годом покои имели стильное оформление. Большой салон был решен в стиле ампир. Казимир собрал библиотеку, в которой была представлена литература на польском, французском, русском и немецком языках. После 1920 года от этого книжного собрания ничего не осталось.
Во двор усадьбы вела интересная, но не связанная с архитектурой дома кирпичная брама из двух павильонов с проездом между ними. Она производила впечатление дворцовых ворот.
В этом доме в 1861 году родился Марианн Здзеховский, старший сын Эдмунда, ⎯ впоследствии известный филолог, критик, публицист, профессор Краковского и Виленского университетов, член Краковской и Венгерской Академий наук, видный общественный деятель, одна из ярчайших фигур среди виленских интеллектуалов межвоенного периода (в Вильне Мариан Здзеховский умер 5 октября 1938 года). Здесь, в доме у брата Казимира, он проводил по нескольку весенне-летних месяцев, превращая шляхетское жилище в своеобразные литературные пенаты для многих своих друзей ― писателей и ученых. Он был знаком и переписывался с Л. Толстым, Н. Бердяевым, Д. Философовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус…
В гости к Здзеховским в 1908 году приезжала Элиза Ожешко, которая назвала Раков «литовскими Афинами». На имя Марианна Здзеховского сюда шла корреспонденция как из России, таки из Польши. Именно отсюда августа 1895 года он послал свое первое письмо в Ясную Поляну к Льву Толстому.
Так завязалась переписка, которая с перерывами продолжалась до 1908 года. Здзеховский послал Толстому девять писем, четыре из которых были отправлены с адресом: «Раков Минской губернии». Трижды Толстой отвечал Здзеховскому. И письма эти приходили на почту, деревянное здание которой прежде стояло рядом с костелом, а теперь от него остались лишь фундаменты. В августе 1896 года Толстой и Здзеховский встретились в Ясной Поляне. В этой переписке Толстой высказался по ряду проблем, которые волновали широкие круги российской общественности в конце ХІХ⎯ начале ХХ века, и в частности по национальному вопросу. Толстой высоко ценил Здзеховского, его знания и культуру, с уважением относился к его патриотическим чувствам, идейным убеждениям. И когда встал вопрос о том, кто из польских деятелей культуры мог бы высказаться о Толстом в «Международном толстовском альманахе», то создатель «Войны и мира» сам назвал имя литератора из Ракова Мариана Здзеховского.
С Раковом связана и жизнь популярного в прошлом композитора Михала Грушвицкого, который часто выступал с концертами в Минске. Один из первых белорусских профессиональных композиторов, он родился неподалеку от Ракова. Закончив Дворянский институт в Вильне, М. Грушвицкий учился в Петербургском университете и в 1853 году женился на Станиславе Ельской ⎯ сестре белорусского писателя и этнографа Александра Ельского, собирателя и владельца уникальной коллекции рукописей и книг по истории и культуре края. Памяти рано умершей жены Михал Грушвицкий посвятил лучшие свои произведения – кантаты к «Дзедам» А. Мицкевича и «Сельскому лирнику» В. Сырокомли. Умер композитор 5 марта 1904 года и похоронен тут же, на раковском кладбище.